Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУК "Санкт-Петербургский академический Театр имени Ленсовета" (далее - Заказчик); ООО "ОФ Ягуар" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 9972-ЭП/22 от 11.04.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг: охрана объектов и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах СПб ГБУК "Санкт-Петербургский академический Театр имени Ленсовета" (2022-2023 гг) (извещение N 0372200244222000001) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение об осуществлении закупки размещено 21.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200244222000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 488 363, 24 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу пп. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки содержится в Приложении N 1.2 к Техническому заданию "Требования к техническим характеристикам услуг по охране объекта".
Вышеуказанный раздел содержит следующие условия в части требований к охраннику:
"Специалисты охранного предприятия, имеющие место постоянной регистрации в СПб или ЛО".
В соответствии с представленными возражениями Заказчика, вышеуказанное условие является технической ошибкой, а исчерпывающий перечень требований к техническим характеристикам услуг установлен в пункте 2.2 Технического задания извещения об осуществлении закупки.
В частности, пунктом 2.2.18 Технического задания установлен перечень требований к сотрудникам, привлекаемым к охране:
2.2.18. Сотрудники, привлекаемые к охране, должны соответствовать следующим требованиям:
- являться сотрудниками Исполнителя и обладать квалификацией, отвечающей установленным требованиям и в соответствии со статьей 11.1. Закона Российской Федерации от 11.03.1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ", иметь удостоверения частного охранника, личную карточку охранника;
- являться гражданами Российской Федерации;
- иметь свидетельство о присвоении квалификации не менее 4-го разряда;
- иметь справку об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо
о прекращении уголовного преследования;
- быть одетым в специальную форменную одежду по сезону (с нагрудными и /или нарукавными нашивками), позволяющую определить принадлежность сотрудника охраны
к конкретной охранной организации (Исполнителю). Обеспечить чистое и аккуратное ношение специальной форменной одежды и обуви, не допускать ношение специальной форменной одежды, не позволяющей определить его принадлежность к конкретной частной охранной организации, а также не допускать ношение отдельных предметов специальной форменной одежды совместно с иной одеждой, ношение специальной форменной одежды, аналогичной форме одежды сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходной с ними до степени смешения;
- иметь средства радиосвязи и (или) мобильной связи, обеспечивающие бесперебойную связь на территории и в помещениях объекта охраны между всеми сотрудниками охраны дежурной смены и ответственным работником Заказчика по вопросам обеспечения безопасности (за счет Исполнителя);
- иметь средства связи, обеспечивающие бесперебойную связь с дежурной службой Исполнителя для вызова мобильной вооруженной группы Исполнителя;
- иметь средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (используются при пожаре или иной чрезвычайной ситуации), указанные в п. 2.5.2 настоящего ТЗ;
- иметь личную медицинскую книжку установленного образца и оформленную
в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- соответствовать требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2007 года N 300 "Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника";
- соблюдать требования трудового законодательства Российской Федерации о режиме труда и отдыха;
- знать действующие нормативные документы по вопросам организации охраны;
- уметь действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций (пожар, обнаружение посторонних предметов, захват заложников и др.);
- уметь пользоваться техническими средствами охраны (пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения) в интересах качественного выполнения задач по охране объекта;
- при срабатывании охранной сигнализации, пожарной сигнализации, тревожной сигнализации вследствие технической неисправности, Исполнитель обязан сообщить о данном факте Заказчику и организации, осуществляющей техническое обслуживание комплексной системы обеспечения безопасности объекта и своему непосредственному руководителю;
- обращать особое внимание на закрытие и целостность окон, дверей и отсутствие посторонних людей внутри здания и на прилегающих территориях;
- быть вежливыми, пунктуальными, способными выдать общую справочную информацию о порядке работы театра;
- иметь исправный электрический фонарь на каждом посту охраны;
- уметь взаимодействовать с органами МЧС, правоохранительными органами по вопросам предупреждения хищений и нарушений общественного порядка, пресечения посягательств на охраняемую собственность, а также при задержании правонарушителей, как в обычных условиях, так и в экстремальных ситуациях;
- иметь согласованный руководителем Заказчика план-схему обхода здания и территории учреждения.
При этом, вышеуказанный раздел не содержит требования, указанного в Приложении N 1.2 к Техническому заданию.
Таким образом, Комиссия УФАС констатирует, что в рассматриваемом случае не представляется возможным определить потребность Заказчика относительно требований к техническим характеристикам услуг по охране объекта в части спорного требования о наличии у сотрудников постоянной регистрации в СПб или ЛО.
Довод жалобы признан обоснованным, а в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Описание объекта закупки содержится в Приложении N 1.2 к Техническому заданию "Требования к техническим характеристикам услуг по охране объекта".
В соответствии с вышеуказанным разделом, Заказчиком установлены, в том числе, следующие основные требования к экипировке охранника; требования к технической оснащенности охраны: "На всех постах охраны должны находиться радиостанции (с выделенной частотой)".
В соответствии с доводами Заявителя вышеуказанное требование является избыточным.
При этом, согласно представленным возражениям Заказчика, в соответствии с пунктом 14 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 N 176, с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения (прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет более 500 человек, прогнозируемый размер материального ущерба в результате совершения террористического акта на которых составляет более 50 млн. рублей) объекту Заказчика установлена первая категория опасности, что отражено в Паспорте безопасности Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Санкт-Петербургский академический Театр имени Ленсовета", согласованном с УФСБ РФ по СПб и Ленинградской области, ГУ Росгвардии по СПб и Ленинградской области, УМВД России по Центральному району СПб.
С учетом указанного выше статуса подлежащего охране объекта Заказчика в Извещении на основании ст. ст. 3, 11.2 Закона РФ от 11.03.1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на право осуществления охраны объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
В соответствии с пунктом 15 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение о лицензировании) для получения лицензии на право оказания охранных услуг по охране объектов и (или) имущества, а также по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, руководитель соискателя лицензии представляет в лицензирующий орган предусмотренные пунктами 11 - 13 настоящего Положения документы. Подпунктом "в)" пункта 12 Положения о лицензировании предусматривается наличие у соискателя лицензии разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи, заключенного с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги связи на основании соответствующей лицензии.
Изложенное подтверждает, что требование о наличии на всех постах охраны радиостанций (с выделенной частотой), установленное в разделе "Основные требования к экипировке охранника; требования к технической оснащенности охраны" Технического задания соответствует обязательным требованиям, установленным Положением о лицензировании.
Заявителем в материалы дела доказательств обратного не представлено, в связи с чем довод жалобы не нашёл своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС также отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы Заявителя и повлияло на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОФ Ягуар" обоснованной в части доводов относительно нарушения правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 апреля 2022 г. N 44-1150/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2022