Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев обращение о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), направленное Департаментом по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане (далее - Заказчик) в соответствии с правилами согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с документами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Наименование закупки |
Геологоразведочные работы оценочной стадии на кобальтоносные железомарганцевые корки (КМК) на площади гайотов Говорова и Коцебу Российского разведочного района в пределах Магеллановых гор Тихого океана в соответствии с контрактом на разведку КМК |
|||
Способ закупки |
Открытый конкурс в электронной форме (далее - Конкурс) |
Номер извещения |
0172100005022000005 |
|
Дата размещения извещения |
11.02.2022 |
Начальная (максимальная) цена контракта (рублей) (далее - НМЦК) |
750 000 000, 00 |
|
Дата окончания срока подачи заявок |
15.03.2022 |
Количество заявок, поданных на участие в Конкурсе |
1 |
|
Дата рассмотрения и оценки заявок |
17.03.2022 |
Количество заявок, соответствующих требованиям извещения о проведении Конкурса (далее - Извещение) |
1 |
|
Наименование единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОСГЕОЛОГИЯ"
ИНН: 7724294887 |
|||
Цена контракта, предложенная единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (рублей) |
750 000 000, 00 |
Заказчик обратился за согласованием заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно пункту 11 Правил контрольный орган в сфере закупок не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение и проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Проведение такой внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, и с учетом Правил.
К обращению Заказчика приложены документы и сведения, свидетельствующие о соответствии единственного подрядчика требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и Извещению, а также согласие единственного подрядчика заключить контракт на условиях, предусмотренных Извещением, и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в Извещении.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено,что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения, "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения, для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 8 Положения, в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному, подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Согласно пункту 20 Положения, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пунктом 20 Положения.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу подпункта "а" пункта 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
-наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В соответствии с порядком оценки заявок, установленным в Извещении, критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий) показателя наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта содержит детализирующий показатель оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель), согласно которому предметом оценки является опыт участника закупки по успешному выполнению работ по геологическому изучению недр, исполненных участником конкурса.
Работами сопоставимого характера по настоящему показателю признаются морские геологоразведочные работы на твердые полезные ископаемые в международном разведочном районе Мирового океана, а сопоставимыми по объему - работы, стоимость каждого из договоров (контрактов) которых равна или превышает 25% от НМЦК данного электронного конкурса. .
Согласно порядку оценки заявок Заказчиком для расчета баллов по Детализирующему показателю Критерия установлена следующая формула, предусмотренная подпунктом "е" пункта 20 Положения:
= 4,
где предельное максимальное значение характеристики () составляет 4 договора (контракта).
Вместе с тем, по мнению Комиссии, установление требования,в соответствии с которыми к оценке принимаются контракты (договоры) стоимость каждого из договоров (контрактов) которых равна или превышает 25% от НМЦК не соответствует Положению, поскольку нормами Положения не предусмотрена возможность установления требований к минимальной стоимости исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта у участников закупки.
Согласно абзацу третьему подпункта "в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 28 Положения подтверждающим документом является последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Согласно подпункту "д" пункта 28 Положения к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
Комиссией установлено, что согласно порядку оценки заявок по Детализирующему показателю Критерия участник закупки в составе заявки представляет:
- договоры (контракты) на выполнение работ по геологическому изучению недр, исполнение которых участником закупки было завершено в период с 01.01.2017 по 31.12.2021;
- акты сдачи-приемки выполненных работ (или иной документ подтверждающий полное выполнение работ по договору или контракту) к представленным договорам (контрактам) на выполнение работ по геологическому изучению недр. При этом последний акт, составленный при исполнении договора (контракта), должен быть подписан в период с 01.01.2017 по 31.12.2021.
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также контракты заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлены условия об исполнении контрактов (договоров) и подписании актов сдачи-приемки выполненных работ за определенный период времени, а также условие о подтверждении наличия опыта выполнения работ исключительно контрактами и договорами, заключенными в рамках
Закона о контрактной системе и Закона о закупках, поскольку указанные условия не соответствуют подпункту "г", подпункту "д" пункта 28 Положения.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок по Детализирующему показателю Критерия нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Конкурсе подана одна заявка от участника закупки, в связи с чем оценка заявки не проводилась.
3. Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено
Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе,при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 статьи 710 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ.
Пунктом 2 статьи 710 ГК РФ установлено, что в договоре подряда может быть предусмотрено распределение полученной подрядчиком экономии между сторонами.
В соответствии с пунктом 3.7.1 проекта государственного контракта Извещения, в случае, когда фактические расходы Подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы (экономия подрядчика), оплата производится в соответствии с фактическими расходами Подрядчика. При этом цена Контракта может быть уменьшена по соглашению сторон на размер экономии подрядчика без изменения объемов и качества работ по основаниям, установленным п. 9.1 настоящего Контракта, а также ст. 95 Закона о контрактной системе. Изменение цены Контракта в случаях, не предусмотренных Законом о контрактной системе, не допускается.
Согласно пункту 3.7.2 проекта государственного контракта Извещения, по предложению Подрядчика экономия подрядчика может быть перераспределена на другую статью расходов при условии, что фактические расходы Подрядчика (субподрядчика) по данной статье затрат превысили стоимость, указанную в Проектной документации.
Указанное в настоящем пункте перераспределение экономии подрядчика на другие статьи расходов допускается при наличии согласия Заказчика и при условии предоставления Подрядчиком документов, подтверждающих фактически понесенные им или его субподрядчиком расходы по статье расходов, на которую перераспределяется экономия подрядчика.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30
КоАП РФ.
4. Частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено,что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Закона о контрактной системе, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе, при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 Закона о контрактной системе) поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке.
Учитывая изложенное, при надлежащем исполнении контракта после подписания заказчиком акта приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги заказчик обязан оплатить поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу по цене, определенной контрактом.
Пунктом 3.6.4 проекта государственного контракта Извещения установлено, что для проведения приёмки Подрядчик одновременно с Актами выполненных работ и Актами сдачи-приёмки работ за весь срок действия Контракта представляет Заказчику первичные бухгалтерские документы и (или) иные документы, подтверждающие выполнение Подрядчиком работ или наличие понесенных Подрядчиком затрат.
Комиссия приходит к выводу, что положение проекта государственного контракта Извещения о предоставлении подрядчиком первичных бухгалтерских документов в подтверждение выполненных работ является неправомерным, поскольку данное требование является излишним и не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30
КоАП РФ.
5. В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица): а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя); б) учредителей унитарного юридического лица.
Комиссией установлено, что пунктом 16 Извещения установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки: "отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
Вместе с тем, требование об отсутствии в предусмотренном
Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации о лицах, указанных в пункте 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчиком не установлено.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего требование к участникам закупки об отсутствии сведений в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в недействующей редакции
Закона о контрактной системе, нарушают ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь п. 25 ч. 1 ст. 93,п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, пунктом 12 Правил, Комиссия
РЕШИЛА:
1 Согласовать Департаменту по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане возможность заключения государственного контракта по итогам проведения Конкурса 0172100005022000005 с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - АО "Росгеология" на условиях, предусмотренных Извещением, и по цене в размере 750 000 000, 00 рублей.
2 Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 1.1 ст. 31, ч. 2 ст. 34, п. 1 ч. 13 ст. 34, п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3 Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4 Передать материалы от 19.04.2022 по делу N 93-41/22 соответствующему должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России отдела контроля федеральной контрактной системы для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 апреля 2022 г. N 93-41/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2022