Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по строительству (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ПКР ГРУП" (далее - Участник): по доверенности;
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10063-ЭП/22 от 11.04.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения государственного контракта на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта "Лабораторный пр. от Маршала Блюхера до Полюстровского пр." (извещение N 0172200002622000001),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям т. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения государственного контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 17.02.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта "Лабораторный пр. от Маршала Блюхера до Полюстровского пр." (извещение N 0172200002622000001) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 8 262 808,80 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.03.2022 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО" (признано уклонившимся 29.03.2022).
В силу ч. 7 ст. 51 Закона о контрактной системе Заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Второй номер присвоен участнику Конкурса - ООО "ПКР ГРУП".
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, Заказчик, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 ст. 51 Закона о контрактной системе формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Из представленных Заказчиком сведений, Комиссия УФАС установила, что 29.03.2022 Заказчиком в порядке ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в единой информационной системе и на электронной площадке (РТС-тендер) с использованием единой информационной системы без своей подписи был размещен проект контракта.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе (ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе).
Из системного толкования вышеуказанных статей следует, что подтверждение обеспечения исполнения контракта в полном объеме представляется одновременно с проектом контракта, подписанным лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона.
29.03.2022 ООО "ПКР ГРУП" разместило на электронной торговой площадке проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя электронной процедуры, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечение исполнения контракта (независимую гарантию N 9991-4R1/776991 от 05.04.2022 на сумму 680 000,00 рублей, выданную ПАО "БАНК УРАЛСИБ" (далее - Гарантия)).
В соответствии с ч.ч. 5, 6 ст. 45 Закона о контрактной системе Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
При проверке представленной Гарантии, Заказчиком было установлено ее несоответствие требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, в связи с чем, Заказчик отказался в принятии Гарантии.
Помимо Гарантии, иных документов, подтверждающих предоставление обеспечения Контракта, ООО "ПКР ГРУП" не представлено.
Таким образом, поскольку победитель закупки ООО "ПКР ГРУП", с которым заключается контракт, не представило надлежащее обеспечение исполнения контракта в полном объеме в срок, установленный для заключения контракта, Заказчик разместил Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 11.04.2022 N ППУ20_2, согласно которому ООО "ПКР ГРУП" было признано уклонившимся от заключения контракта.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС Участник пояснил, что в предусмотренный Законом о контрактной системе срок им был размещен подписанный со стороны ООО "ПКР ГРУП" проект контракта, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта в виде Гарантии.
ООО "ПКР ГРУП" не согласно с указанным протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 11.04.2022 NППУ20_2 и поступившим в адрес ООО "ПКР ГРУП" 11.04.2022 в 12:40 уведомлении об отказе в принятии независимой гарантии N 01-50-758/22-0-0 от 08.04.2022 по следующим основаниям:
В силу ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе, в независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия.
В соответствии со ст. 368 ГК РФ, по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условия независимой гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом. Независимая гарантия выдается в письменной форме (пункт 2 статьи 434 ГК РФ), позволяющей достоверно определить условия гарантии и удостовериться в подлинности ее выдачи определенным лицом в порядке, установленном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром. Независимые гарантии могут выдаваться банками или иными кредитными организациями (банковские гарантии), а также другими коммерческими организациями.
Нормы ст. 45 Закона о контрактной системе не корреспондируют к обязанности Гаранта исполнить требование Заказчика (бенефициара) об уплате денежных средств по гарантии в течение 5 банковских дней с даты поступления Гаранту требования Бенефициара. Правом на изменение порядка исполнения требований по независимой гарантии Заказчик также не наделен.
Более того, установление иного требования к гарантии (5-дневный срок для исполнения Гарантом требований Бенефициара, прописанный в проекте Контракта, приложенного к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме от 17.02.2022 N 0172200002622000001) противоречит нормам ст. 45 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о допущенном Заказчиком нарушении на этапе заключения Контракта, выразившемся в необоснованном признании уклонившимся от заключения контракта участнике закупки.
Таким образом, ООО "ПКР ГРУП" полагает, что Заказчиком допущены нарушения требований Закона о контрактной системе в части признания ООО "ПКР ГРУП" уклонившимся от заключения контракта.
Учитывая вышеизложенное, Участник ходатайствовал о невключении ООО "ПКР ГРУП" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что изложенное выше подтверждает отсутствие у него намерений уклониться от подписания контракта. ООО "ПКР ГРУП" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые были подписаны и исполняются без нареканий со стороны заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об ООО "ПКР ГРУП", что подтверждает добросовестность Участника в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
При этом, по смыслу ст.55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, принимая во внимание осуществление Участником действий по подписанию контракта и подготовке обеспечения исполнения контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "ПКР ГРУП" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ПКР ГРУП" (ИНН: 9709059875) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 апреля 2022 г. N РНП-78-446/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2022