Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитет по строительству (далее - Заказчик);
ООО "ПКР ГРУП" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 10198-ЭП/22 от 12.04.2022) на действия конкурсной комиссии при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта "Комендантский пр. от Туполевской ул. до Богатырского пр." (извещения номер 0172200002622000002) (далее - кокнурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 17.02.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002622000002. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 726 251,20 рублей.
В жалобе ООО "ПКР ГРУП" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании его банковской гарантии, не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
29.03.2022 года в 15 часов 25 минуту в ЕИС Заказчиком размещен проект Контракта без своей подписи и направлен Победителю конкурса на подписание.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе участник, с которым заключается контракт, который не выполнил требования, предусмотренные частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе (то есть в установленный срок не подписал проект контракта либо не сформировал протокол разногласий), считается уклонившимся от заключения контракта.
09.03.2022 г. Заявитель подписал проект Контракта, а также направил Заказчику обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии от 08.04.2022 г. N 01-50-759/22-0-0.
11.04.2022 года Заказчиком сформирован протокол признания Победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта N 2/ОК-22 от 29.03.2022 года, согласно которому Заказчиком рассмотрена независимая гарантия и принято решение об отказе в ее принятии на основании п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе по причине несоответствия независимой гарантии требованиям содержащихся в извещении об осуществлении закупки. Протокол размещен в ЕИС в этот же день.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Согласно пункту 8.2 проекта государственного контракта (приложения N5 к извещению об электронном конкурсе) независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения контракта, должна соответствовать требованиям, установленным ст. 45 Закона о контрактной системе и содержать условие о том, что срок исполнения гарантом требования заказчика (бенефициара) об уплате денежной суммы по независимой гарантии не может превышать пяти рабочих дней с момента получения гарантом требования.
Между тем, согласно пункту 11 представленной Заявителем независимой гарантии, платеж по гарантии осуществляется в течение десяти рабочих дней после дня получения гарантом требования.
В силу п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, является основанием для отказа в принятии независимой гарантии Заказчиком.
Ввиду отсутствия однозначных указаний о предоставлении сведений о спорном пункте банковской гарантии, Комиссия УФАС приходит к выводу, что конкурсная комиссия Заказчика имела основания для субъективного применения положения Закона о контрактной системе и в соответствии с требованиями извещения об осуществлении закупки имела основания для отказа в принятии независимой гарантии Заявителя в соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы признаются необоснованными.
2. В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
В силу ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе, в независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия.
Согласно требованиям извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме: "Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона N44 участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона N44".
Вместе с тем, в силу пункта 8.2 проекта государственного контракта (приложение N 5 к извещению об электронном конкурсе) независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения контракта, должна соответствовать требованиям, установленным статьей 45 Закон о контрактной системе и содержать условия о том, что срок исполнения гарантом требования Заказчика (бенефициара) об уплате денежной суммы по независимой гарантии не может превышать пяти рабочих дней с момента получения гарантом требования.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что нормами действующей на момент рассмотрения жалобы по существу редакции ст. 45 Закона о контрактной системе определены допустимые условия независимой гарантии, предусмотрены сроки бесспорного списания денежных средств со счета гаранта.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС констатирует, что пункт 8.2 проекта государственного контракта не корреспондирует с действующей редакцией Закона о контрактной системе, следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПКР ГРУП" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Комитет по строительству
наб. реки Мойки, 76,
Санкт-Петербург, 190000
тел.: 7-812-5763819
АО "РАД"
Гривцова пер., д. 5, лит. В,
Санкт-Петербург, 190000
факс: (812) 777-57-57
ООО "ПКР ГРУП"
ул. Таганская, д. 9, этаж 3, пом. 24-28, 28А,
29, 29А, 29Б, 30-33, 33А, 34,
Москва, 109147
тел.: +7 (495) 627-60-17
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 44-1167/22 об устранении нарушений законодательства о закупках
18.04.2022 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-1167/22 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 8, 32, 54.1, 54.2, 54.3, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - Комитет по строительству и его конкурсной комиссии в 14-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушения ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса с номером извещения 0172200002622000002;
- внести изменения в конкурсную документацию, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0172200002622000002 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его конкурсной комиссии в срок до 18.05.2022 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 данного предписания.
3. Оператору электронной площадки - АО "РАД":
- обеспечить Заказчику, его конкурсной комиссии техническую возможность для исполнения п. 1 настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 апреля 2022 г. N 44-1167/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2022