Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Автоснаб" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии N 3 Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Котировочная комиссия) при проведении электронного аукциона на поставку автомобильных шин летних (изв.N 0356500001522000024),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Котировочной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500001522000024 ГБУЗ "Пермская станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик) проводился запрос котировок.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.03.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос котировок;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 870 293,40 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 01.04.2022 г.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.04.2022 NИЗК1 заявка Заявителя (идентификационный номер 2) признана Котировочной комиссией не соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок на основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках - непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках): В заявке на участие в закупке отсутствуют конкретные сведения о индексе нагрузки шин автомобильных (указано: "104/102", "115/113", "121/120"), требования к которым установлены в п/п 6 поз. 1, п/п 6 поз. 2, п/п 6 поз. 3 п. 1 Технического задания. В соответствии с п. 8, 9 Инструкции по заполнению заявки: "Если при описании значений показателей Заказчик использует такие знаки как: "" и "<",: участник закупки должен указать конкретное значение показателя без использования указанных знаков, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом указанное участником значение должно быть больше или равно нижней границы значения и меньше верхней границы значения показателя", "Если при описании значений показателей Заказчик использует такие знаки как: "" и "",: участник закупки должен указать конкретное значение показателя без использования указанных знаков, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом указанное участником значение должно быть больше или равно нижней границы значения и меньше или равно верхней границы значения показателя".
Заявитель полагает, что с решением Котировочной комиссии не согласен, поскольку полагает, что показатель (индекс нагрузки) является заводской характеристикой и является частью маркировки, наносимой на автомобильную шину. Знак "/" не является не конкретным значением. Подобное применение размеров со сдвоенным индексом нагрузки характерно для типоразмеров усиленных легких грузовых шин, предназначенных для использования на микроавтобусах или на небольших грузовых автомобилях, и оно сопровождается латинской буквой "С" (Таблица А.4 ГОСТ Р 52899- 2007). В Техническом задании Заказчика указаны шины: 185/75 R16C, 235/65 R16C, 225/75 R16C. Данная особая маркировка сдвоенного индекса нагрузки обозначает, что для автомобилей, имеющих четыре колеса при двух осях, нагрузка на шину рассчитывается по первому, наибольшему индексу. Если автомобиль имеет шесть колес при двух осях (сдвоенная ошиновка для задней оси), то нужно брать второй, наименьший индекс. Сдвоенный показатель индекса нагрузки также указан в Выписках из реестра российской промышленной продукции и Сертификатах ГОСТ.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания представитель Котировочной комиссии указал, что, при рассмотрении заявок Котировочная комиссия руководствовалась положениями п. 8, 9 инструкции по заполнению заявки, согласно которым участник закупки должен указать конкретное значение показателя без использования указанных знаков, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом указанное участником значение должно быть больше или равно нижней границы значения и меньше или равно верхней границы значения показателя.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пп. а п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о закупках характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч. 1 ст. 27 Закона о закупках Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с ч.2 ст. 50 Закона о закупках, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.1 - 8 ч.12 ст. 48 Закона о закупках;
б) на основании решения, предусмотренного пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона о закупках, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о закупках), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со ст. 14 Закона о закупках. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные п. 3 или 4 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
В силу п. 2 ч. 3 ст. 50 Закона о закупках заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст.48 Закона о закупках. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно ч.12 ст. 48 Закона о закупках и рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о закупках;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках.
Согласно извещению о проведении закупки описание объекта закупки указано в приложении "Техническое задание".
Согласно Техническому заданию объектом закупки является поставка летних автомобильных шин со следующими показателями:
N п. |
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя |
1. |
6. |
Индекс нагрузки |
100 и < 110 |
2. |
6. |
Индекс нагрузки |
110 и 120 |
3. |
6. |
Индекс нагрузки |
> 120 |
Комиссия, изучив заявку Заявителя, установила, что в Заявителем указана следующая информация:
N п. |
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя |
1. |
6. |
Индекс нагрузки |
104/102 |
2. |
6. |
Индекс нагрузки |
115/113 |
3. |
6. |
Индекс нагрузки |
121/120 |
Согласно п. 8, 9, 10 инструкции по заполнению заявки если при описании значений показателей Заказчик использует такие знаки как: "" и "<","" и "",">" участник закупки должен указать конкретное значение показателя без использования указанных знаков, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом указанное участником значение должно быть больше или равно нижней границы значения и меньше верхней границы значения показателя.
Таким образом, поскольку значения показателей в заявке Заявителя указано с использованием знака "/" не соответствует требованиям инструкции по заполнению заявки, в действиях Аукционной комиссии, рассматривающей заявки участников закупки исключительно на соответствие требованиям аукционной документации, нарушений положений Закона о закупках в данной части не имеется.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Как указывал ранее представитель Котировочной комиссии показатели, в соответствии с п. 8, 9 инструкции по заполнению заявки, должны быть указаны конкретным значением показателя. Вместе с тем, исходя из указанных выше положений инструкции по заполнению заявки невозможно сделать однозначный вывод о том, каким образом требуется указывать показатели согласно п. 8,9 инструкции по заполнению заявки: конкретным одним значением или двумя значениями с учетом установленных знаков и союза "и".
Комиссия отмечает, что формулировки инструкции по заполнению заявки и технического должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, поскольку Заказчик должен быть заинтересованы в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений аукционной документации, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок на участие в аукционе Аукционной комиссией, чего в данном случае не прослеживается.
Кроме того, согласно информации, представленной Заявителем, сдвоенный индекс нагрузки обозначает, что для автомобилей, имеющих четыре колеса при двух осях, нагрузка на шину рассчитывается по первому, наибольшему индексу. Сдвоенный индекс указывается производителем на поверхности шины.
Так в адрес Комиссии представлен сертификаты соответствия N 0215860, 0247074, 033804, выписки из реестра российской промышленной продукции, согласно которым информация, аналогичная указанной Заявителем в заявке в части указания индекса нагрузки, указана и в выписках и сертификатах.
Также согласно таблице А.4 "Нормы эксплуатационных режимов легких грузовых шин" ГОСТ Р 52899-2007 "Шины пневматические для грузовых механических транспортных средств и прицепов" индекс несущей способности для максимально допустимой нагрузки на одинарную и сдвоенную шину указывается следующим образом, в частности:
Обозначение шины |
Индекс несущей способности для максимально допустимой нагрузки на одинарную (О) и сдвоенную (С) шину |
|
О |
С |
|
185/75R16С |
104 |
102 |
235/65R16С |
115 |
113 |
225/75R16С |
121 |
120 |
Таким образом, положения инструкции по заполнению заявки не позволяют участникам закупки указать информацию относительно индекса нагрузки в соответствии с обязательной заводской маркировкой индекса нагрузки.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно информации размещенной в ЕИС 06.04.2022 г. между Заказчиком и ООО "Автодеталь" заключен контракт на поставку автомобильных шин летних.
Поскольку выявленное нарушение устранено, а также с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Автоснаб" на действия Котировочной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку автомобильных шин летних (изв.N 0356500001522000024) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 апреля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2022