Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя комиссии - заместителя руководителя управления А.А. Овчара, членов Комиссии - начальника отдела А.А. Кирилловой, заместителя начальника отдела О.А. Чураковой (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО СК "Рупр" на действия уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок" (далее - уполномоченный орган), заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление автомобильных дорог города Норильска" (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по замене светильников на опорах линий наружного освещения", размещенного на электронной площадке Национальная электронная площадка (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
Существо жалобы: составление извещения об осуществлении закупки с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление, в том числе содержащее информацию о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Заседание Комиссии состоялось 12.04.2022 посредством интернет-видеоконференции при участии представителей подателя жалобы, представителя уполномоченного органа и представителя заказчика.
Ввиду необходимости получения от заказчика дополнительных пояснений и сведений Комиссия объявляла в своей работе перерыв.
После перерыва заседание Комиссии состоялось 13.04.2022 посредством интернет-видеоконференции при участии представителей подателя жалобы, уполномоченного органа, заказчика.
Из содержания жалобы следует, что при формировании извещения об осуществлении закупки заказчиком были допущены нарушения законодательства о контрактной системе, а именно: заказчик ограничил конкуренцию и круг участников закупки путем установления нескольких неправомерных требований к характеристикам объекта закупки, которым соответствует только товар торговой марки "Pandora".
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на выполнение работ по замене светильников на опорах линий наружного освещения.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Проанализировав извещение о проведении закупки, Комиссия установила, что в его состав включено Техническое задание на выполнение работ по замене светильников линий наружного освещения (Приложение N 1 к муниципальному контракту), содержащее описание объекта закупки.
Из доводов жалобы следует, что, учитывая содержание описания объекта, заказчик неправомерно установил требования к характеристикам товара, подлежащего поставке в рамках исполнения контракта, свидетельствующих в совокупности требований к характеристикам единственного производителя, а именно:
- Источник света: матричный светодиод по технологии Chip On Board (COB) - 4 шт.;
- Тип кривой силы света, КСС (угол раскрытия светового потока) - Ш - широкая (135°х160°);
- Диапазон напряжений питания - однофазное, 150 В - 286 В;
- Наличие функции компенсации деградации светодиодных модулей, т.е. неснижаемый световой поток светильника - есть;
- Наличие функции "Восстановление работоспособности светильника при длительном (не менее 2 часов) перенапряжении питания до 400В";
- Габаритные размеры корпуса: длина - 585 мм; ширина - 418 мм; высота - 106 мм;
- Наличие функции присвоения ID адреса светильника в сети при проведении ПНР по Bluetooth каналу связи - есть.
От заказчика поступили пояснения, из которых следует, что под описание объекта закупки также подходит товар, который готово произвести ООО НПО "СТРОЙДОРПРОЕКТ". В качестве доказательств указанного довода заказчиком представлено письмо ООО НПО "СРОЙДОРПРОЕКТ", направленное в ответ на запрос заказчика, в котором производитель выражает готовность изготовить товар, соответствующий требованиям к характеристикам товара заказчика. Таким образом, Комиссией не установлено, что описание объекта закупки соответствует только товару торговой марки "Pandora".
Также Комиссии были представлены коммерческие предложения, послужившие обоснованием НМЦК, из которых следует, что поставить товар, соответствующий требованиям, изложенным в описании объекта закупки, могут более двух организаций.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к предмету закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товарам, может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующий всем условиям аукционной документации. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. При этом закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в описание объекта закупки требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в таком описании, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Комиссия отмечает, что вышеуказанные выводы коррелируются с многочисленной судебной практикой, в том числе, например по делу NА21-4239/2020 или делу N А34-1354/2021.
Таким образом, учитывая представленные от заказчика пояснения и документы, Комиссия приходит к выводу о том, что потребность заказчика, является объективной, сформулированной в соответствии.
Ввиду изложенного в рассматриваемом случае в описании объекта закупки установлены четкие и конкретные требования к закупаемому товару с учетом собственной потребности заказчика, исходя из специфики осуществляемого им вида деятельности, особенностей климатических и географических условий, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Кроме того Комиссия отмечает, что поскольку в состав объекта закупки входит поставка товаров, а не их изготовление, то поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров. При этом, учитывая представленные заказчиком коммерческие предложения различных организаций, послужившие обоснованием НМЦК, можно прийти к выводу, что поставить товар, соответствующий потребности заказчика может неограниченный круг лиц,. Кроме того подателем жалобы не представлено доказательств того, что он лишен такой возможности и что такой товар ограничен в обороте (например, производителем) и поставку такого товара могут осуществить только определенный круг лиц.
В ответ на запрос Комиссии заказчиком представлены мотивированные пояснения по каждой из перечисленных в жалобе позиций, которые отражают реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика в товаре с характеристиками, установленными в требованиях к техническим характеристикам товара, при этом Комиссией не установленного доказательств того, что установленные в извещении характеристики товара, а именно: источник света: матричный светодиод по технологии Chip On Board (COB) - 4 шт.; диапазон напряжений питания - однофазное, 150 В - 286 В; наличие функции компенсации деградации светодиодных модулей, т.е. неснижаемый световой поток светильника - есть; наличие функции "Восстановление работоспособности светильника при длительном (не менее 2 часов) перенапряжении питания до 400В"; габаритные размеры корпуса: длина - 585 мм; ширина - 418 мм; высота - 106 мм; наличие функции присвоения ID адреса светильника в сети при проведении ПНР по Bluetooth каналу связи - есть, являются характеристикам единственного производителя.
Комиссия проанализировав извещение, установила, что заказчик требует к поставке товар характеристикой: "тип кривой силы света, КСС (угол раскрытия светового потока) - Ш - широкая (135°х160°)". Заказчик в своих пояснениях указывает на факт того, что его потребностью является товар с характеристикой: "тип кривой силы света, КСС (угол раскрытия светового потока) - Ш - широкая (135°х160°)", вместо "тип кривой силы света, КСС (угол раскрытия светового потока) - Ш - широкая (135°х60°)", при этом указывает на то, что в извещении была допущена опечатка.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что указанная опечатка приводит к необъективному, несоответствующему потребности заказчика описанию объекта закупки.
Следовательно, довод жалобы ООО СК "Рупр" относительно указанной характеристики признается Комиссией обоснованным.
Ввиду изложенного заказчик нарушил статью 42 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки составлена не в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО СК "Рупр" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение о проведении закупки.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе не менее чем на 10 дней, начиная со дня выставления измененного извещения о проведении открытого конкурса в единой информационной системе.
5. Уполномоченному органу, оператору электронной площадки отменить протоколы, принятые в ходе проведения закупки.
6. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
А.А. Овчар |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
О.А. Чуракова |
Чуракова О.А. (391)211-18-30
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 13 апреля 2022 г. N 024/06/105-881/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2022