Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - А.А. Овчара, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, А.П. Безруких, ведущего специалиста - эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Св. Маслова" на действия конкурсной комиссии - Департамента муниципального заказа Администрации города Красноярска при проведении открытого конкурса в электронной форме на "Оказание услуг по обеспечению отдыха и оздоровлению детей организациями, оказывающими данные услуги на основании приобретенных путевок" (далее - открытый конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Св. Маслова" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300019822000495 (далее - жалоба).
Существо жалобы: нарушение со стороны комиссии порядка рассмотрения заявок на участие в конкурсе, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, конкурсной комиссии заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Конкурсной комиссии заказчика было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы проходило в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля, подателя жалобы посредством интернет-видеоконференции.
Рассмотрение жалобы было назначено на 18 апреля 2022 года в 15 часов 15 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 20, в дистанционном режиме, рассмотрение состоялось в присутствии представителя подателя жалобы, в присутствии представителя конкурсной комиссии, подтвердивших свои полномочия надлежащим образом.
Из содержания жалобы следует, что податель жалобы не согласен с решением конкурсной комиссии, заявка ООО "Св. Маслова" отклонена в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части непредставления в декларации, установленной согласно требованиям подпункта о) пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Уполномоченный орган не согласился с жалобой на основании доводов, подробно изложенных в представленных им в адрес Красноярского УФАС России письменных пояснениях.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченными органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на "Оказание услуг по обеспечению отдыха и оздоровлению детей организациями, оказывающими данные услуги на основании приобретенных путевок".
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 1 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведения открытого конкурса в электронной форме.
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 48 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы, в том числе:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать, в том числе: информацию и документы об участнике закупки, в частности - декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (пп "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе).
Комиссией из представленных в материалы жалобы документов установлено, что заказчиком в пункте 2 "Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлено, что в составе второй части заявки участник закупки представляет в адрес комиссии заказчика вышеназванную декларацию.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы и информация в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
Таким образом, из вышеуказанных требований Закона о контрактной системе, декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе - формируется и направляется в адрес комиссии заказчика участником закупки самостоятельно.
Подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок, в том числе, рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе статьи предусмотрены случаи, когда вторая часть заявки участника закупки подлежит отклонению.
Из доводов жалобы Заявителя, пояснений заказчика, а также представленных в материалы жалобы документов, Комиссией установлено, что заявка участника закупки - ООО "Св. Маслова" (идентификационный номер заявки N 111668047) отклонена комиссией заказчика на основании с пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части непредставления в декларации, установленной согласно требованиям подпункта о) пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе и электронного документа к Извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", информации, содержащейся в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в полном объеме (в представленной декларации не указано, что участник закупки не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества).
Из содержания пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе следует, что вторая часть заявки участника закупки подлежит отклонению в случае, если такой участник не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика при применении конкурентных способов устанавливать единые требования к участникам закупки.
В соответствии с содержанием пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать единым требованиям, в частности, участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе. Указанные в статьи 31 Закона о контрактной системе требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок (части 6, 7 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе, Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Из содержания второй части заявки участника закупки - ООО "Св. Маслова", представленной в материалы жалобы, Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что во исполнение требований пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участником указано:
"ООО "Св. Маслова" не является офшорной компанией".
При этом Комиссия признает правомерными выводы уполномоченного органа о том, что в связи с изменениями Закона о контрактной системе, вступившими в силу с 1 января 2022 года установлено, что участник декларирует не только то, что сам он не является офшорной организацией, но и то, что такой участник закупки (то есть, ООО "Св. Маслова") не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о том, что во исполнение требований части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе, конкурсной комиссией по осуществлению закупок заказчика сведения о соответствии участника закупки (ООО "Св. Маслова") требованиям части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе проанализированы и приняты во внимание. Ввиду того, что ООО "Св. Маслова" сведения об отсутствии в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества - в адрес комиссии заказчика обществом не представлены, действия конкурсной комиссии в части отклонения заявки ООО "Св. Маслова", нарушений требований пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе не усматривается. Доказательств обратного в материалы жалобы представителями сторон не представлено.
На основании совокупности вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что в рассмотренных выше действиях конкурсной комиссии отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, поскольку рассмотрение заявки подателя жалобы было произведено комиссией в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, извещением о проведении открытого конкурса.
Относительно довода, представленного подателем жалобы на заседании Комиссии, касающегося того, что из выписки из ЕГРЮЛ возможно установить, что общество соответствует требованиям, которые не отразило в своей декларации, Комиссия отмечает следующее.
Действительно, из выписки из ЕГРЮЛ, которая была представлена конкурсной комиссии и, как следствие анализировалась настоящей комиссией, можно установить, поскольку участником общества является одно физическое лицо, что общество не имеет в составе офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
Однако из указанной выписки конкурсная комиссия не имела возможности установить, что являющееся участником общества физическое лицо не является:
- учредителем унитарного юридического лица офшорной компании;
- участником (членом) корпоративного юридического лица офшорной компании.
И как следствие конкурсная комиссия не имела возможности установить, что общество не имеет в составе учредителя унитарного юридического лица офшорной компании, участников (членов) корпоративного юридического лица офшорной компании.
Комиссия отмечает, что недоставки заявок, поданных с целью участия в закупочных процедурах, не должны и не могут вменяться в вину закупочным комиссиям. При этом в рассматриваемом случае настоящая Комиссия не имеет правовых оснований предписать конкурсной комиссии признать соответствующей заявку подателя жалобы, который ввиду собственных виновных действий не представил надлежащую декларацию, без признания нарушения законодательства о контрактной системе в действиях конкурсной комиссии. Однако, как установлено выше, действия конкурсной комиссии основаны на требованиях законодательства. Иного правового механизма, позволяющего допустить возможность заключения заказчиком контракта с подателем жалобы по результатам рассматриваемой закупки, нормы позитивного права не содержат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Св. Маслова" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
А.А. Овчар |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
А.П. Безруких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 апреля 2022 г. N 024/06/105-935/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2022