Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - А.А. Овчара, заместителя руководителя управления, членов Комиссии -начальника отдела А.А. Кирилловой, ведущего специалиста-эксперта О.В. Роговой (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа администрации г. Красноярска, заказчика - Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по аварийно-восстановительному ремонту на вновь выявленных бесхозяйных объектах теплоснабжения и на объектах теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, но не переданных в аренду ресурсоснабжающим организациям в городе Красноярске" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300019822000607.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: несоответствие извещения требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей подателя жалобы, заказчика, посредством интернет-видеоконференции.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, назначенном на 19 апреля 2022 года в 16 часов 45 минут к интернет-видеоконференции подключился представитель уполномоченного органа, заказчика, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия. Представитель подателя жалобы, уведомленный надлежащим образом, не подключился.
Из содержания жалобы следует, что не установлено требование о включении в состав заявки требования о членстве участников закупки в саморегулируемой организации в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - СРО).
С доводами подателя жалобы заказчик, уполномоченный орган не согласились, представив письменные пояснения по данному факту.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика, уполномоченного органа были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по аварийно-восстановительному ремонту на вновь выявленных бесхозяйных объектах теплоснабжения и на объектах теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, но не переданных в аренду ресурсоснабжающим организациям в городе Красноярске", начально-максимальная цена контракта 5 000 00,00 руб.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с указанным Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В пункте 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в электронном аукционе заявка на участие, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 указанного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется указанным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено указанной статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Согласно части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Форма выписки из реестра членов СРО в области строительства утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (далее - Приказ N 86).
Комиссия установила, что согласно описанию объекта закупки работы выполняются подрядчиком по поручению заказчика на основании полученной заявки о возникновении аварийной ситуации и о необходимости проведения аварийно-восстановительного ремонта на конкретном объекте теплоснабжения. Заявка передается подрядчику заказчиком и/или уполномоченным представителем Заказчика посредством телефонной связи с последующей отправкой по факсу либо по электронной почте.
Перечень видов работ состоит из 236 позиций и содержит виды работ, наиболее часто выполняемые при ликвидации аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения, на основании чего, извещение и документы, размещаемые вместе с ним, содержат соответствующие положения о неопределенном объеме выполняемых работ (Приложение к "Описанию объекта закупки").
Согласно пояснениям заказчика, указанные подателем жалобы позиции, являются одними из значительного перечня работ, кроме того, что одни и те же виды работ могут выполняться как в рамках мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту объектов теплоснабжения, так и в рамках текущего и аварийно-восстановительного ремонтов, а также технического обслуживания. Это зависит от обстоятельств, при которых они проводятся, какой процент объемы таких работ составляют от размеров самого объекта, меняются ли при этом параметры объекта (трассировка, пропускная способность и т.д.). Четкое определение понятия "аварийно-восстановительный ремонт" в действующем законодательстве отсутствует, при этом понятие "капитальный ремонт" законодательно закреплено.
Комиссия отмечает, что кроме того, капитальный ремонт объектов должен выполняться на основании разработанной проектной документации, прошедшей государственную экспертизу. В составе документов извещения рассматриваемой закупки проектная документация отсутствует, поскольку аварийно-восстановительный ремонт не предусматривает наличие проектов. Разработка проектной документации на аварийно-восстановительный ремонт в принципе невозможна, так как аварийные ситуации являются нештатными, и должны быть локализованы подрядчиком в максимально короткий срок, но не более 24 часов с момента поступления заявки (пункт 4.1.6 проекта муниципального контракта).
Ввиду изложенного, требование от участников закупки наличия выписки СРО, учитывая, что объем выполняемых работ на момент проведения закупки определить однозначно невозможно, нарушило бы законные права и интересы участников закупки. Соответственно довод подателя жалобы является необоснованным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
А.А. Овчар |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
О.В. Рогова
|
Исп. Рогова Ольга Владимировна (391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 апреля 2022 г. N 024/06/105-943/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2022