Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Члена Комиссии: Капчикаева А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Рашидханова К.Л. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
при участии представителя от заказчика - Дияновой Н.В.,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Васиной Юлии Геннадьевны (ИНН 331902515014) (далее - Заявитель, ИП) на положения извещения об осуществлении закупки (электронного аукциона) уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Сахалинской области" (далее - Учреждение) и заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Сахалинской области "Охинская центральная районная больница" (далее - Заказчик) по объекту "Поставка подъемника для больных для нужд ГБУЗ "Охинская ЦРБ"" (извещение N 0361200015022001442) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
07.04.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалоба Заявителя на положения извещения об электронном аукционе, в котором имеются нарушения Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), которые приводят к ограничению количества участников закупки, а именно характеристики товара в техническом задании соответствуют единственному производителю.
Рассмотрение вышеуказанной жалобы с учетом перерыва назначено на 14.03.2022 в 17 часов 30 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, установила следующее.
Согласно информации размещенной в ЕИС, Учреждением 30.03.2022 размещено извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка подъемника для больных для нужд ГБУЗ "Охинская ЦРБ"" (извещение N 0361200015022001442).
Аукционы (открытый аукцион в электронной форме) являются конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе)
В соответствии с п. 7, 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги; срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Таким образом из приведенной нормы следует, что не допускается закупка товара определенного производителя. Из этого правила есть исключения, вместе с тем, указанное правило является общим. Соответственно, объект закупки по общему правилу должен быть описан таким образом, чтобы его описание не подходило под определенный (конкретный) товар определенного (конкретного) производителя. Исключением из этого правила являются указанные в приведенной норме определенные случаи, при которых допускается указание на товарный знак без включения в описание объекта закупки слов "или эквивалент", а именно при несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также в случае закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Кроме того, заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В Описании объекта закупки (аукциона) указаны характеристики закупаемого товара, а именно к системе подъема и перемещения пациента передвижная, с питанием от батареи.
Заявитель в своей жалобе указал, что совокупность всех характеристик указанных в техническом задании соответствует единственному производителю Beka Hospitec GmbH, Германия.
При этом представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что действительно характеристик закупаемого товара соответствует указанному выше производителю. Заказчик описывал характеристики исходя из своей потребности.
Из изложенного следует, что Заказчиком объект закупки описан таким образом, что под это описание подходит товар конкретного производителя. Таким образом, объект закупки описан с нарушением общего правила, установленного в п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком нарушены ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, так как описание объекта закупки приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованно ограничению количества участников закупки.
Кроме того согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0361200015022001442 от 08.04.2022 на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, в связи с чем аукцион признан не состоявшимся.
Согласно п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, Комиссией принято решение не выдавать обязательное для исполнения предписание, в связи с тем, что закупка не состоялась. Допущенные нарушения не повлияли ни результат определения поставщика. При этом представитель заказчика сообщил о том, что планируется размещение повторного аукциона.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Васиной Юлии Геннадьевны (ИНН 331902515014) на положения извещения об осуществлении закупки (электронного аукциона) уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Сахалинской области" и заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Сахалинской области "Охинская центральная районная больница" по объекту "Поставка подъемника для больных для нужд ГБУЗ "Охинская ЦРБ"" (извещение N 0361200015022001442) - обоснованной.
2. Признать заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Сахалинской области "Охинская центральная районная больница" нарушившим положения ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.В. Солонин
Члены Комиссии К.Л. Рашидханов
А.А. Капчикаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 апреля 2022 г. N 065/06/106-187/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2022