Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
- заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
- начальника отдела контроля органов власти;
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
с участием представителей:
от заказчика - Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай,;
от ООО "Монолит" - (директор общества),
рассмотрев обращение заказчика Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай о включении сведений об ООО "Монолит" его директоре, учредителе в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0117400000321000033 "Выполнение работ по капитальному ремонту" согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее - заказчик) о включении сведений об ООО "Монолит" его директоре, учредителе в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0117400000321000033 "Выполнение работ по капитальному ремонту".
Представитель заказчика пояснил, что 14.09.2021 г. между Управлением Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай и ООО "Монолит" заключен государственный контракт N 2021.225-43 на выполнение работ по капитальному ремонту крыльца главного входа здания Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай в г. Горно-Алтайске. Согласно п. 5.2 Контракта работы должны быть закончены в срок по 03 декабря 2021 г. Однако работы в срок, предусмотренный контрактом подрядчиком не исполнены, в связи с чем 28.12.2021 г. между сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 к государственному контракту N 2021.225-43 и изменен срок выполнения работ (работы должны быть закончены в срок по 18.02.2021 г.). При этом, работы в предусмотренный дополнительным соглашением срок так же не исполнены. Заказчиком в подтверждение указанных обстоятельств приложены акты проверки выполнения работ и отчеты по проведению строительного контроля. В соответствии с п. 12.2 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работы настолько медленно, что завершение работ к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным. Учитывая, что сроки выполнения работ подрядчиком не исполнялись, работы к концу предусмотренного контрактом и дополнительным соглашением срока не исполнены, заказчиком 29.03.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, которое в это же день вручено директору общества. Поскольку решение заказчика вступило в силу и контракт считается расторгнутым, Заказчик просит включить сведения об ООО "Монолит" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель общества пояснил, что работы по государственному контракту N 2021.225-43 исполнялись и ведутся на объекте по настоящие время. Нарушение сроков исполнения работ обусловлено заболеванием сотрудников, в том числе новой коронавирусной инфекцией. Кроме того, учитывая геополитическую обстановку, введение санкций в отношении Российской Федерации, а также рост цен на материалы своевременное исполнение контракта обществом невозможно по независящим от него обстоятельствам. При этом, представитель общества указал, что большинство работ уже исполнены и подрядчик готов исполнить обязательства по контракту в полном объеме. Помимо прочего указал, что за нарушение срока исполнения контракта со стороны заказчика могут быть применены гражданско-правовые меры ответственности к обществу и на готовность исполнить в случае применения.
Заслушав пояснения представителей, изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
14.09.2021 г. по итогам электронного аукциона N 0117400000321000033 заказчиком был заключен государственный контракт с ООО "Монолит" на выполнение работ по капитальному ремонту крыльца главного входа здания Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай в г. Горно-Алтайске.
Согласно п. 1.1. контракта Подрядчик обязуется своевременно по заданию Заказчика выполнить работы по капитальному ремонту крыльца главного входа здания Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее - "работы") в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), проектной документацией в сроки, указанные в Контракте, и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Согласно п. 5.2 контракта работы должны быть закончены в срок по 03 декабря 2021 г.
28.12.2021 г. между заказчиком и поставщиком было заключено дополнительное соглашение N 1 к государственному контракту N 2021.225-43 и изменен срок выполнения работ. В соответствии с п. 1 дополнительного соглашения работы должны быть закончены в срок по 18.02.2021 г.
В материалах дела имеются акты проверки выполнения работ от 08.10.2021 г. от 02.12.2021 г. от 18.01.2022 г. 27.01.2022 г. 01.03.2022 г. по государственному контракту N 2021.225-44, отчеты по проведению строительного контроля на объекте: "Капитальный ремонт крыльца главного входа и фасадов здания по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Набережная, д. 1 по состоянию на 09.11.2021 г., по состоянию на 25.11.2021 г., по состоянию на 08.12.2021 г. заключение о приемке работ от 29.03.2022 г., заключение приемочной комиссии по проведению экспертизы на соответствие результатов закупки условиям Контракта от 29.03.2022, а также письма уведомления заказчика о проведении проверки выполнения работ, направленные в адрес подрядчика.
Вышеуказанные документы подтверждают обстоятельства частичного исполнения работ, которые не соответствуют условиям контракта и проведения работ с отставанием от графика производства работ, а также свидетельствуют о том, что обязательства по контракту в сроки, предусмотренные контрактом и дополнительным соглашением подрядчиком не исполнены.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии п. 12.2 государственного контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям. Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работы настолько медленно, что завершение работ к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным; во время выполнения работ стало очевидным, что они не будут выполнены надлежащим образом, и Подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика; отступления в работах от условий Контракта или иные недостатки результата работ в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми; по иным снованиям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно ч. 2 ст. 715 КГ РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 3 ч.6 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
Согласно ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе вручено директору ООО "Монолит" 29.03.2022 г.
Таким образом, решение об одностороннем отказе вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым 09.04.2022 г.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
При рассмотрении обращения заказчика было установлено, что причиной несвоевременного исполнения работ по контракту явились следующие обстоятельства заболевание сотрудников, в том числе новой коронавирусной инфекцией, геополитическая обстановка, введение санкций в отношении Российской Федерации, рост цен на материалы.
В соответствии с п. 3 ст. 403 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно пп. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия считает, что экономическая нестабильность, связанная в том числе с введением антироссийских санкций, может рассматриваться как чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство.
Комиссия, принимая во внимание сведения о проблемах с ростом цен на материалы и отсутствие достаточных трудовых ресурсов в сегодняшних условиях, а также готовность подрядчика исполнить работы в полном объеме по цене, предусмотренной контрактом, считает, что отсутствуют достаточные основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе не выявлены;
2. не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Монолит" его директоре (учредителе).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
__________________________ |
|
Члены комиссии: |
__________________________ |
|
|
__________________________ |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 21 апреля 2022 г. N РНП-22-121/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2022