15 апреля 2022 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказом Омского УФАС России от 11.04.2022 N 75 и подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения муниципальным казенным учреждением культуры "Оконешниковская межпоселенческая библиотечная система" (далее - заказчик, учреждение) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки "Приобретение продукции радиоэлектронной промышленности, в рамках государственной поддержки учреждений культуры в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках проекта по созданию модельных муниципальных библиотек" (извещение N 0352300019922000001) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
1. 14.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение об осуществлении закупки N 0352300019922000001 с начальной (максимальной) ценой контракта 1 274 666,70 руб.
15.03.2022 внесены изменения в извещение об осуществлении закупки.
15.03.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
23.03.2022 размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем. На основании пункта 3 части 1 статьи 52 Федерального о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее:
2.1. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно статье 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Комиссия особо отмечает, что законодательство о контрактной системе не допускает, чтобы информация, размещенная на официальном сайте ЕИС, содержала в себе разночтения и имела двусмысленное толкование. Вся информация должна быть понятной как для заказчиков, так и для участников закупок. Недопустимо введение участников закупки в заблуждение.
Частью 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Комиссией установлено, что 15.03.2022 заказчиком размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки без указания предмета запроса.
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения статьи 7, части 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
2.2. В силу статьи 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
Под указанный запрет подпадают товары с кодами ОКПД2 26.20.11 "Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника" (позиция 24 Перечня) и 26.20.13 "Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных" (позиция 25 Перечня).
Материалами электронного аукциона установлено, что заказчиком закупаются следующие товары:
- 26.20.11.110 "Планшетный компьютер";
- 26.20.13.000 "Интерактивная панель";
- 26.20.15.000 "Ноутбук";
- 26.20.15.000 "Моноблок";
- 26.20.15.000 "Компьютер персональный настольный (моноблок)".
В связи с указанным заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлен соответствующий запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Омским УФАС России в адрес заказчика был направлен запрос (исх. N 03-2954 от 11.04.2022) о представлении документальных доказательств наличия на рынке товара как минимум двух производителей, соответствующих требованиям извещения об осуществлении закупки (по каждой позиции описания объекта закупки).
В ответ на указанный запрос представлены сведения о как минимум двух товарах, соответствующих каждой позиции описания объекта закупки в части установленных технических характеристик товара.
Комиссия отмечает, что страной происхождения товаров, сведения о которых представлены заказчиком, например, по позициям "Планшетный компьютер", "Ноутбук", "Моноблок" является Китай.
При этом в рамках данной закупки предложить к поставке товары, страной происхождения которых является иностранное государство (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза) не представляется возможным из-за установленного запрета.
Сведения о товарах по каждой позиции описания объекта закупки, полностью соответствующих требованиям извещения об осуществлении закупки, в том числе с учетом установленного запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в материалы дела заказчиком не представлены.
Указанное свидетельствует о ненадлежащем изучении заказчиком рынка при подготовке к осуществлению закупки, а также о невозможности подачи соответствующего предложения потенциальными участниками закупки, что косвенно подтверждается отсутствием поданных заявок на участие в закупке.
Комиссия отмечает, что заказчик был не лишен возможности иного формирования лота, например, заказчик мог выделить в отдельный лот интерактивную панель, что позволило бы закупать "Планшетный компьютер", "Ноутбук", "Моноблок", "Компьютер персональный настольный (моноблок)" без установления соответствующего запрета в силу подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616, либо получить разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях муниципального казенного учреждения культуры "Оконешниковская межпоселенческая библиотечная система" нарушение требований статьи 7, части 2 статьи 8, части 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
2. Предписание муниципального казенного учреждения культуры "Оконешниковская межпоселенческая библиотечная система" об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с признанием электронного аукциона несостоявшимся.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 15 апреля 2022 г. N 03-08/22-2022 (ключевые темы: участники закупок - компьютер - контрактная система в сфере закупок - электронный аукцион - евразийский экономический союз)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2022