Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "БОЛЮСМЕД" (далее - заявитель, общество, ООО "БОЛЮСМЕД") на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение) и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинских расходных материалов - 92 (Реестровый номер 220435) (извещение N 0852500000122000655) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя уполномоченного учреждения - "_" (доверенность N 24 от 29.12.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3769э от 12.04.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 01.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение N 0852500000122000655 об осуществлении закупки с максимальным значением цены контракта 2616000 руб.
07.04.2022, 11.04.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
12.04.2022 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому было подано два ценовых предложения.
Протоколом подведения итогов определения поставщика от 14.04.2022 заявки двух участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник с идентификационным номером заявки 1.
2. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
3.1. В жалобе было дословно указано: "Заявитель считает, что положения извещения об осуществлении закупки (номер извещения N0852500000122000655) составлены с нарушением положений Закона о контрактной системе. 1. По ОПИСАНИЮ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ закупается:
Шприц SSQK 65/115VS со ссылкой на письмо АО Баер Исх. N 02-08.02-2022-BD от 08.02.2022
Шприцы с каталожными номерами SDS-CTP-QFT и SSQK 65/115VS (по позиции N1) соответствует шприцам, указанным в регистрационном удостоверении NФСЗ 2012/12543 от 14.07.2021, что следует из реестровой записи N52313 Реестра медицинских изделий Росздравнадзора.
Производитель закупаемого медицинского изделия - "Байер Медикал Кэа Инк.", Соединенные Штаты Америки.
Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р "Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц" Соединенные Штаты Америки включены в перечень.
01.04.2022 г. Правительство РФ, в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, определило особенности обращения медицинских изделий.
Постановление Правительства РФ от 01.04.2022 N 552 (* на дату размещения в ЕИС извещения о закупке вступило в силу).
"Об утверждении особенностей обращения, включая особенности государственной регистрации, медицинских изделий в случае их дефектуры или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера":
Согласно пунктам 10. и 11. Особенностей обращения:
10. При обращении медицинских изделий, как включенных, так и не включенных в перечень медицинских изделий, не допускается ограничение взаимозаменяемости медицинских изделий путем использования специальных технических или программных средств или другими способами.
* примечание: письмо Исх. N 02-08.02-2022-BD от 08.02.2022, ссылка на которое имеется в ОПИСАНИИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ и процитированное в ответе на первый запрос разъяснений, является подтверждением действий по ограничению взаимозаменяемости.
11. Возможно применение медицинского изделия, производителем (изготовителем) которого в эксплуатационной документации установлен ограниченный перечень расходных материалов, с расходным материалом иного производителя (изготовителя), зарегистрированным в качестве медицинского изделия, если производитель (изготовитель) подтвердил в процессе его государственной регистрации возможность совместного применения с данным медицинским изделием. При этом совместное применение медицинского изделия с расходным материалом осуществляется с учетом особенностей, установленных в эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на расходный материал.
Постановление Правительства РФ от 01.04.2022 N 552 принято в соответствии с частью 5.1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации":
5.1. Особенности обращения, включая особенности государственной регистрации, медицинских изделий, которые предназначены для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов, и которые разработаны в том числе по заданию федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, а также медицинских изделий в случае их дефектуры или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 N 552 отменено ограничение и запреты применения медицинского изделия, производителем (изготовителем) которого в эксплуатационной документации установлен ограниченный перечень расходных материалов, расходных материалов иного производителя, если производитель (изготовитель) подтвердил в процессе его государственной регистрации возможность совместного применения с данным медицинским изделием.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинский изделий" (абзац первый пункта 5 Правил): Государственная регистрация медицинских изделий проводится на основании результатов технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний, представляющих собой формы оценки соответствия медицинских изделий с учетом классификации в зависимости от потенциального риска их применения, и экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий с учетом классификации в зависимости от потенциального риска их применения, а также испытаний в целях утверждения типа средств измерений (т.е. все испытания проводятся в процессе регистрации медицинского изделия при доказывании назначения медицинского изделия и завершаются выдачей регистрационного удостоверения).
Письмо Росздравнадзора от 03.02.2022 г. N04-5426/22:
"Если расходные материалы, зарегистрированные в установленном порядке, успешно прошли исследования (испытания) с медицинским изделием, что подтверждается информацией, содержащейся в регистрационном досье данных расходных материалов, то потребитель вправе использовать их наряду с оригинальными расходными материалами независимо от того, есть ли разрешение производителя основного медицинского изделия (письмо Росздравнадзора от 03.02.2022 г. N04-5426/22).".
Следовательно, описание Шприцов для системы инъекции контрастного вещества (позиция N1) должно содержать должно содержать возможность предложения к поставке эквивалента, при условии, если производитель (изготовитель) подтвердил в процессе его государственной регистрации возможность совместного применения.
И указание на "возможность" применения в совокупности с положениями пункта 10. Постановления N552 говорит об установленном Правительством РФ императивного правила".
В силу статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В описании объекта закупки (приложение к извещению об осуществлении закупки) были установлены следующие требования к закупаемому медицинскому изделию:
Наименование товара |
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара. |
|||
Наименование показателей |
Единица измерения показателя |
Значения показателей |
Обоснование необходимости использования показателей |
|
Шприц для системы инъекции контрастного вещества |
Объем |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
|
Соответствует описанию КТРУ |
Шприц SSQK 65/115VS |
|
Соответствие |
В соответствии с письмом Баер Исх. N 02-08.02-2022-BD от 08.02.2022. Разрешено использование только расходных оригинальных материалов. |
|
Совместимость с инъекционной системой MEDRAD Spectris Solaris EP. |
|
Соответствие |
Данное оборудование имеется в наличии у Заказчика |
Примечание:
*- участник электронного аукциона должен указать конкретное значение показателя.
Фактически заказчиком реализовано право закупки конкретного медицинского изделия (расходного материала), предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в целях обеспечения взаимодействия такого товара с товаром, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией, что подтверждается письмом уполномоченного представителя производителя инъекционной системы MEDRAD Spectris Solaris EP АО "БАЙЕР" (исх. N 02-08.02-2022-BD от 08.02.2022).
В части ссылки подателя жалобы на постановление Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 N 552 "Об утверждении особенностей обращения, включая особенности государственной регистрации, медицинских изделий в случае их дефектуры или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера" (далее также Особенности обращения медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 N 552) Комиссия отмечает, что указанный нормативный правовой акт в соответствии с пунктом 3 вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 05.04.2022), тогда как извещение об осуществлении закупки было размещено 01.04.2022.
Кроме того, заявителем не представлено какой-либо информации о товаре, производитель которого подтвердил в процессе государственной регистрации товара возможность совместного применения с данным медицинским изделием (инъекционная система MEDRAD Spectris Solaris EP) в соответствии с пунктом 11 Особенностей обращения медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 N 552.
В данной части также необходимо отметить следующее.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
В силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При проведении соответствующей закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.
Учитывая изложенное, Комиссия не усматривает в действиях уполномоченного учреждения и заказчика нарушений законодательства о контрактной системе, в связи с чем признает данный довод жалобы необоснованным.
3.2. В жалобе также было указано: "Согласно Извещению закупаются Шприцы для системы инъекции контрастного вещества с кодом позиции КТРУ:32.50.13.110 - 01364.
Код позиции КТРУ - 32.50.13.110-01364 содержит следующие обязательные характеристики: Объем: 60 и
80 Кубический сантиметр; ^миллилитр.
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В ОПИСАНИИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ содержится показатель объема: 60 и
80*
Примечание:
*- участник электронного аукциона должен указать конкретное значение показателя
Как следует из ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ по позиции N1 шприц с показателем SSQK 65/115VS.
Согласно регистрационному удостоверению NФСЗ2012/12543 от 14.07.2021, (позиция N4) шприц с показателем "SSQK 65/115VS" в своем составе, имеет ДВА шприца: один объемом 65 мл, а другой объемом 115 мл.
С учетом показателя объема, который установлен по ОПИСАНИЮ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ ни один участник не может сформировать заявку, поскольку, указав объем второго шприца как 115 мл, заявка будет признана несоответствующей ОПИСАНИЮ (такой объем не предусмотрен.
К тому же, когда будет указано два объема, это будет противоречит требованию об указании конкретного значения.
Инструкция по заполнению заявки на участие в закупке никаких пояснений относительно второго объема не дает.
Показатель объема: 60 и
80* противоречит показателю объема, который заказчик установил путем ссылки на: SSQK 65/115VS".
Частями 5 и 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также Правила использования каталога товаров, работ, услуг).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Комиссией установлено, что описание объекта закупки сформировано в соответствии с позицией каталога товаров, работ услуг 32.50.13.110-01364, в частности характеристика "Объем 60 и
80", при этом инструкция по заполнению данной характеристики однозначно свидетельствует, что участникам закупки необходимо указать одно конкретное значение.
Кроме того, из содержания регистрационного удостоверения N ФСЗ 2012/12543 от 14.07.2021 следует, что указанному требованию извещения с учетом используемой позиции КТРУ соответствует только один шприц объемом 65 мл.
Комиссия также учитывает, что у участников закупки, подавших заявки, установление спорной характеристики, заполнение заявки в данной части вопросов не вызвало. Заявки таких участников были признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
При таких обстоятельствах Комиссия признает довод жалобы необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "БОЛЮСМЕД" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинских расходных материалов - 92 (Реестровый номер 220435) (извещение N 0852500000122000655).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 19 апреля 2022 г. N 055/06/33-356/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2022