В соответствии с приказом Тульского УФАС России от 04.04.2022 N 36 "О проведении внеплановой проверки", на основании поручения ФАС России от 13.06.2019 МЕ/49839-ПР/19 комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), проведена внеплановая проверка деятельности министерства природных ресурсов и экологии Тульской области (ИНН 7107096442) (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (ИНН 7107541446) (далее - Уполномоченное учреждение), аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по расчистке участка р.Скнига с притоком в Заокском районе Тульской области в рамках реализации национального проекта "Экология" (закупка N 0366200035621006999) (далее - Закупка, электронный аукцион).
Проверка начата 05.04.2022, окончена 14.04.2022.
В заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи приняли участие:
Изучив материалы настоящего дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Извещение и документация Закупки 18.11.2021 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 020 479,00 рублей.
Предметом закупки является выполнение работ по расчистке участка р.Скнига с притоком в Заокском районе Тульской области в рамках реализации национального проекта "Экология".
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 30.11.2021 вследствие принятия решения Аукционной комиссией о соответствии только одной второй части заявки на участие в аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе, на основании части 13 статьи 69 Закона аукцион признан несостоявшимся.
13.12.2021 по итогам Закупки между Заказчиком и ООО "Габион" заключен контракт N 2021.104727 на выполнение работ по расчистке участка р.Скнига с притоком в Заокском районе Тульской области.
Исследовав обстоятельства проведения Закупки и документы, составленные в ходе ее проведения (в частности путем изучения информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона определено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе, в том числе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 31 Закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании части 5 статьи 31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Частью 6 статьи 31 Закона определено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Во исполнение норм Закона Постановлением Правительства РФ N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления Правительства РФ N 99 указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
На основании пункта 2(1) приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта.
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей.
Установлено, что в пункте 15 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе установлено следующее дополнительное требование к участнику закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона:
"Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации превышает 5 млн. рублей".
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (пункт 13 статьи 1).
Пунктом 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что реконструкция линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
На основании пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейным объектом являются: линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу пункта 23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Как было отражено выше, объектом Закупки выступает выполнение работ по расчистке участка р.Скнига с притоком в Заокском районе Тульской области в рамках реализации национального проекта "Экология" (в соответствии с извещением о проведении Закупки объекту электронного аукциона Заказчиком присвоен код из общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) 42.91.20.140 - "Работы дноуглубительные, работы по удалению скальных пород и илистых отложений и прочие строительные гидротехнические работы").
При исследовании вопроса о правомерности отнесения Заказчиком работ, предусмотренных документацией о Закупке к работам по строительству, реконструкции линейного объекта, Комиссия исходит из самого существа и содержания подрядных работ по объекту, являющихся объектом рассматриваемой Закупки.
Так, пунктом 2 технического задания документации о Закупке установлено "Описание текущего состояния дел, условия выполнения работ":
Участок расчистки расположен на территории Заокского района Тульской области в непосредственной близости к деревне Злобино и коттеджному поселку Рождествено, в пойме реки Скнига, являющейся правым притоком р. Оки. Длина р. Скнига - 52 км. Площадь бассейна - 375 км.
Начало участка расчистки находится в 200 метрах от автомобильного моста через р. Скнига выше по течению (в 29,8 км от устья реки), конец участка расположен в 50 метрах от автомобильного моста через р. Скнига выше по течению - (в 26,8 км от устья).
Длина участка расчистки составляет 2,96 км (участок 1).
Начало участка расчистки р. Трешня расположено в створе земляной плотины, конец участка - устье р. Трешня (впадение в р. Скнига на 28 км от ее устья). Длина участка расчистки составляет 0,53 км (участок 2).
Водохозяйственные мероприятия в рамках проекта расчистки:
1. Сводка древесно-кустарниковой растительности на полосе 20 метров от уреза;
2. Извлечение упавших деревьев и демонтаж бобровых плотин в русле реки;
3. Ликвидация завалов деревьев в прибрежной полосе;
4. Устройство площадок размещения геотуб, для иловых, донных отложений;
5. Расчистка русла реки от накопленных иловых, донных отложений;
6. Вывоз обезвоженных иловых, донных отложений;
7. Уборка и вывоз на ТБО порубочных, древесных остатков.
Проектные решения направлены на улучшение экологического и санитарного состояния водотока и прилегающей территории в целом. Расчистка участка р.Скнига позволит увеличить его пропускную способность, стабилизировать водный режим и улучшить качество воды.
Расчистка предусматривается в границах существующего русла при среднемноголетнем уровне воды в летне-осенний период.
Пунктом 3 технического задания документации о Закупке предусмотрены "Основные технико-экономические показатели объекта":
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Количество |
Сводка древесно-кустарниковой растительности: |
|
|
- валка деревьев |
шт. |
2 574 |
- корчёвка пней |
шт. |
2 350 |
- сводка кустарника |
м2/м3 |
735/7,35 |
- сводка поросли |
шт. |
1 097 |
- сводка болотной растительности |
м2 |
4 735 |
Погрузка и вывоз порубочных остатков на полигон ТБО |
м3/т. |
4 839,25/2 415,5 |
Устройство площадки под геотубы: |
|
|
- срезка растительного грунта с перемещением до 50 м |
м2/ м3 |
1 248/500 |
- подготовка основания, щебень |
м3 |
1 248 |
- укладка защитного материала (геотекстиль, плотность 800 г/м2/) |
тыс.м2 |
1,25 |
Укладка геотуб: |
|
|
Геотуба |
шт. |
5 |
Устройство дренажной дамбы из мешков с сорбентом, с последующей утилизацией |
шт/ м3 |
129/14,835 |
Расчистка русла от донных, иловых отложений: |
|
|
- выемка иловых отложений из под-воды глубиной до 3,0-м плавучим земснарядом с загрузкой в геотубы |
м3 |
735,8 |
Разбор бобровых плотин и завалов упавших деревьев с вывозом на полигон ТБО |
м3 |
14,9 |
Погрузка и вывоз обезвоженного грунта |
м3 |
625,5 |
Рекультивация площадки размещения геотуб: |
|
|
- перемещение растительного грунта из отвала на площадку размещения геотуб до 50-м |
м3 |
500 |
- планировка поверхности |
м2 |
1 248 |
- засев трав |
м2 |
1 248 |
Комиссией установлено, что в состав документации об электронном аукционе, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, входит, в том числе раздел проектной документации "Технические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" (20/2-18-ТКР-ТЧ), в пункте 1.5 "Категории и класс линейного объекта" которого проектировщиком указаны следующие характеристики объекта: "категория - водный объект. Класс отсутствует".
В свою очередь, в силу пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2006 г. N 74-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации" под водным объектом подразумевается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 03.06.2006 г. N 74-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации" предусмотрено, что водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
1) поверхностные водные объекты;
2) подземные водные объекты.
На основании пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 03.06.2006 г. N 74-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации" к поверхностным водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы).
Исследовав указанный в техническом задании документации о Закупке перечень подрядных работ, составляющих в своей совокупности работы, направленные на расчистку участка р.Скнига, что позволит увеличить его пропускную способность, стабилизировать водный режим и улучшить качество воды (пункт 2 "Описание текущего состояния дел, условия выполнения работ" технического задания документации о Закупке), Комиссия пришла к выводу, что работы, являющиеся предметом Закупки, не относятся к работам по строительству, реконструкции линейного объекта, применительно к указанным терминам, предусмотренным, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Документов и сведений, свидетельствующих об ином, в материалы дела не представлено.
Таким образом, результатом работ по расчистке русла реки в данном конкретном случае не является строительство, реконструкция сооружения (линейного объекта).
Однако, дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 2 (1) приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99, устанавливаются при выполнении работ по строительству, реконструкции линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Учитывая, что работы, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, не относятся к работам по строительству, реконструкции линейного объекта, то дополнительные требования к участникам закупки установлены в извещении и документации об электронном аукционе в противоречие части 6 статьи 31, и свидетельствуют о нарушении части 3 статьи 64 Закона, Постановления Правительства РФ N 99.
Постановлением правительства Тульской области от 23 декабря 2013 N 788 на государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:
1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;
2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;
3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);
4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Указанным постановлением правительства Тульской области утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Положение).
Согласно пункту 4 Положения Уполномоченное учреждение в целях исполнения полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, в том числе:
- принимает и рассматривает заявки заказчиков, направленные в соответствии с разделом 4 настоящего Положения;
- на основе заявок формирует и утверждает в пределах своих полномочий необходимые для проведения процедур по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) документы;
- осуществляет размещение в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) установленных законодательством документов для определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- разрабатывает с привлечением заказчиков разъяснения, изменения положений документации о закупках, с последующей публикацией их в ЕИС;
- принимает решение об отказе от проведения закупки.
Из пункта 6 Положения следует, что заказчики, в том числе осуществляют следующие функции:
- в соответствии с планом-графиком направляют в уполномоченное учреждение заявку, соответствующую требованиям раздела 4 настоящего Положения;
- устанавливают требования к участникам закупки;
- направляют в уполномоченное учреждение предложения о необходимости внесения изменений в документацию о закупке;
- направляют в уполномоченное учреждение по его запросу разъяснения положений документации о закупке;
- направляют в уполномоченное учреждение предложение об отказе от проведения закупки в установленные действующим законодательством сроки;
- несут ответственность, установленную действующим законодательством, за выбор способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за определение (обоснование) начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов), начальных цен единиц товара, работы, услуги, начальных сумм цен единиц товара, работы, услуги, максимальных значений цен контрактов (в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить), описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики), требования к участникам закупки.
При таких обстоятельствах, в действиях соответствующего должностного лица министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, утвердившего документацию об электронном аукционе (определившего ее содержание) с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99 Закона, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать министерство природных ресурсов и экологии Тульской области нарушившим часть 3 статьи 64 Закона, Постановление Правительства РФ N 99.
2. В связи с тем, что министерством природных ресурсов и экологии Тульской области по итогам Закупки заключен с ООО "Габион" контракт N 2021.104727 на выполнение работ по расчистке участка р.Скнига с притоком в Заокском районе Тульской области от 13.12.2021, обязательное для исполнение предписание об устранении выявленного нарушения министерству природных ресурсов и экологии Тульской области не выдавать.
3. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 14 апреля 2022 г. N 071/06/99-305/2022 (ключевые темы: линейный объект - требования к участникам закупки - документация об электронном аукционе - двухэтапный конкурс - техническое задание)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2022