Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобы общества с ограниченной ответственностью "Руссветпром" (далее - ООО "Руссветпром", Заявитель 1) (вх. N 2114 от 08.04.2022), Индивидуального предпринимателя Гуляева Владимира Вячеславовича (далее - ИП Гуляев В.В., Заявитель 2) (вх. N 2139 от 11.04.2022) (далее также Заявители) на действия управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования в муниципальном образовании г. Тула в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" (установка дорожных знаков) (закупка N 0366200035622001247) (далее - Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия Заказчика при проведении Закупки.
Исходя из того, что проверке по указанным жалобам подлежат действия Заказчика при проведении Закупки (закупка N 0366200035622001247), решением Комиссии дела N 071/06/105-331/2022, 071/06/105-332/2022 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу единого N 071/06/105-331/2022.
Из жалобы ООО "Руссветпром" следует, что Заказчик в описании объекта закупки (приложение N 1 к муниципальному контракту Закупки) установил ущемляющие права и законные интересы подрядчика требования такие как: работы должны выполняться по заявкам Заказчика, их выполнение в течение 2 часов несмотря на погодные условия и т.п., за нарушение указанных требований установлены штрафы.
Кроме того, по мнению Заявителя 1, в закупочной документации отсутствуют обязательные характеристики к консольной опоре, к толщине стенки металла всех стоек, отсутствует стоимость бетонирования консольной опоры, количество хомутов для крепления дорожных знаков не сходится с количеством самих знаков, которые необходимо устанавливать. Заказчик ограничивает право подрядчика на свободное применение аналогичных товаров и материалов, исходя из заданных характеристик при выполнении работ путем обязательного письменного согласования с Заказчиком.
Заявитель ИП Гуляев В.В. в своей жалобе указывает, что в нарушение положений Закона Заказчиком, исходя из содержания проекта муниципального контракта Закупки, не учтен и не посчитан весь объем выполняемых работ; Заказчиком не сделан проект производства работ (с указанием, где устанавливать стойки, опоры, знаки), при этом в смету и в объем работ такой вид работ не включен и не оценен; не указаны все характеристики товара "опора" (толщина стенки и т.д).
Заказчик указал условия, ограничивающие права подрядчика, а именно "Подрядчик обязан организовать круглосуточный прием заявок и выполнение работ по ним в указанные в заявке сроки независимо от выходных и праздничных дней. Очередность выполнения работ согласовывается с Заказчиком. Несоблюдение Подрядчиком какого-либо из условий настоящего Описания объекта закупки влечет наложение штрафных санкций, как за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Заявки на выполнение тех или иных работ в адрес Подрядчика Заказчик может направлять как в письменном, так и в электронном виде, в том числе посредством мессенджера Telegram", чем незаконно требуется использования мессенджера "Telegram", чем Заказчик осуществляет вмешательство в процесс производства работ, устанавливает выполнение предположительно всех работ по заявкам в течение 2 часов в любое время и указывает на штрафы за их невыполнение.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 28.03.2022 размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 305 938,95 рублей.
Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.
Согласно части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования в муниципальном образовании г. Тула в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" (установка дорожных знаков) (в том числе приложение N1 к проекту муниципального контракта Закупки) (далее - Описание объекта закупки) наименованием выполняемых работ являются работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования в муниципальном образовании г. Тула в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" (установка дорожных знаков на ул. Рязанская, ул. Демидовская плотина)
1.2. Объекты ремонта:
N п.п. |
Объекты ремонта |
Виды производимых работ |
1 |
Работы по ремонту автомобильных дорог (установка дорожных знаков по ул. Демидовская плотина в муниципальном образовании г.Тула.) |
Установка дорожных знаков |
4 |
Работы по ремонту автомобильных дорог (установка дорожных знаков по ул. Рязанская в муниципальном образовании г.Тула) |
Установка дорожных знаков |
В пункте 2 Описания объекта закупки установлен объем выполняемых работ и требования к используемым материалам. Кроме того такие требования содержатся в размещенном в единой информационной системе в сфере закупок документе "Каркас опоры консольной".
Пунктом 5 "Общие требования к выполнению работ, их качеству, в том числе к технологии производства работ, методам производства работ, организационно-технологической схеме производства работ, безопасности выполняемых работ" Описания объекта закупки предусмотрено, что работы выполняются в полном соответствии с условиями контракта, настоящим описанием объекта закупки с соблюдением строительных норм и правил, правил по ПБ, ОТ, СП, ППБ, СанПиН и охраной окружающей среды.
Работы выполняются без прекращения функционирования автомобильной дороги.
С целью обеспечения бесперебойного выполнения работ без прекращения функционирования автомобильной дороги в пункт 5 Описания объекта закупки включены, в том числе условия согласно которым:
"_В случае выявления объемов работ, не учтенных заказчиком при формировании описания объекта закупки, но необходимых для завершения полного комплекса работ в соответствии с предметом аукциона, данные работы должны быть выполнены подрядчиком в полном объеме в соответствии с условиями аукционной документации в пределах цены контракта.
_
При выполнении работ подрядчик может использовать по письменному согласованию с заказчиком аналогичные материалы (комплектующие и (или) оборудование), которые соответствуют или превосходят по своим техническим характеристикам материалы (комплектующие и (или) оборудование), указанные в описании объекта закупки.
_
Подрядчик обязан организовать круглосуточный прием заявок и выполнение работ по ним в указанные в заявке сроки независимо от выходных и праздничных дней.
Очередность выполнения работ согласовывается с Заказчиком.
Несоблюдение Подрядчиком какого-либо из условий настоящего Описания объекта закупки влечет наложение штрафных санкций, как за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Заявки на выполнение тех или иных работ в адрес Подрядчика Заказчик может направлять как в письменном, так и в электронном виде, в том числе посредством мессенджера Telegram Подрядчик обязан предоставить Заказчику почтовый и электронный адреса, номер мобильного телефона для получения заявок.
_
С момента поступления от Заказчика заявки на проведение работ, работы должны быть выполнены в течение 2 часов, независимо от расположения участка и погодных условий".
Заказчиком, Уполномоченным учреждением представлены пояснения, из которых следует, что объем работ Заказчиком посчитан. Уточнение касается только случаев выявления скрытых работ, которые в силу объективных причин не могут быть выявлены.
Согласно разделу 6.3 СП 48.13330.2019 "Организация строительства" Проект производства работ (ППР) разрабатывается на объекты, для которых требуется разрешение на строительство (реконструкцию) в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. В остальных случаях ППР разрабатывается по требованию Заказчика. В данном конкретном случае разрешение на строительство (реконструкцию) не требуется.
Начальная (максимальная) цена контракта определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи.
Согласно ч. 5 Описания объекта закупки: "Заявки на выполнение тех или иных работ в адрес Подрядчика Заказчик может направлять как в письменном, так и в электронном виде, в том числе посредством мессенджера Telegram Подрядчик обязан предоставить Заказчику почтовый и электронный адреса, номер мобильного телефона для получения заявок".
Существующие почтовые агенты и мессенжер являются бесплатными приложениями, что в свою очередь не накладывает дополнительных финансовых обременений на Подрядчика. Одновременно с этим отсутствует указание на приоритетный способ связи, в связи с чем стороны имеют возможность предварительного согласования способа взаимодействия.
В соответствии со ст. 1, 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N196-ФЗ от 19.12.1995 задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
От наличия технических средств организации дорожного движения на улично-дорожной сети напрямую зависит безопасность дорожного движения.
Улицы, на которых запланировано проведение работ, являются магистральными с ежесуточным трафиком более 20 тысяч автомобилей по каждой. Каждая соединяет три района города Тула.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения на участках ремонта заказчик оставляет за собой право направлять подрядчику заявки на проведение работ, предусмотренных контрактом, которые должны быть выполнены в течение 2 часов, независимо от расположения участка и погодных условий.
Штрафы (пени) взымаются с подрядчика по основаниям и в размере согласно нормам Закона, однако Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Толщина стенки опор пропорциональна диаметру и определяется согласно ГОСТ 10704-91 "Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент". Диаметр трубы в соответствии с описанием объекта закупки должен быть не менее 76 мм, соответственно, если подрядчик будет закупать трубу диаметром 76 мм, то толщина стенки будет составлять 3 мм, если подрядчик будет закупать трубу диаметром 1020 мм, то толщина стенки будет составлять 12 мм.
Трудовым законодательством регулируются отношения между работником и работодателем по трудовому договору. По итогам аукциона заключается контракт на подрядные работы. Отношения между Заказчиком и подрядчиком регулируются Законом и гражданским законодательством, соответственно, требовать от заказчика установления распорядка труда и отдыха и каких-либо социальных гарантий, установленных нормами трудового законодательства для работников подрядной организации не правомерно. Подрядчик сам определяет время труда и отдыха для своих работников и вполне может установить посменный график для обеспечения своевременного выполнения работ по контракту. Кроме того, разделом 5.3.1 проекта контракта предусмотрено право подрядчика привлечь субподрядные организации для выполнения работ по контракту.
Комиссия соглашается с позицией Заказчика, Уполномоченного учреждения и отмечает, что из вышеприведенных законоположений следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики выполняемых работ и используемых материалов, которые будут иметь существенное значение для достижения требуемого Заказчику результата работ. В зависимости от своих потребностей заказчик в закупочной документации устанавливает требования, в частности, к работам, материалам, необходимым к использованию, с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Законом не предусмотрено ограничений по включению в закупочную документацию требований к работам (материалам), являющихся значимыми для заказчика. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции. Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, Описание объекта закупки, в частности оспариваемые положения пункта 5 "Общие требования к выполнению работ, их качеству, в том числе к технологии производства работ, методам производства работ, организационно-технологической схеме производства работ, безопасности выполняемых работ" отвечают требованиям Закона исходя из собственных потребностей Заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Косвенным подтверждением факта отсутствия ограничения конкуренции является тот факт, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.04.2022 было подано 2 заявки от участников Закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Руссветпром" (вх. N 2114 от 08.04.2022) на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
2. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Гуляева Владимира Вячеславовича (вх. N 2139 от 11.04.2022) на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 15 апреля 2022 г. N 071/06/105-331/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2022