На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" и в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 27.03.2020 N 82 проведена внеплановая проверка соблюдения ФГБУ "Управление заказчика строительства и реконструкции объектов Федеральных государственных органов" законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки: закупка у единственного поставщика на подготовку документов к архивному хранению с последующим архивным хранением (контракт N 1231-12/21/УЗС от 12.12.2021).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) провела внеплановую проверку посредством видеоконференцсвязи в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
Д.А. Аносова - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
Е.Л. Мокрянской - начальника отдела проверок государственных закупок,
И.А. Полякова - специалиста 1-го разряда отдела проверок государственных закупок,
в присутствии уполномоченного представителя от государственного заказчика - ФГБУ "Управление заказчика строительства и реконструкции объектов Федеральных государственных органов",
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
ФГБУ "Управление заказчика строительства и реконструкции объектов Федеральных государственных органов" направлено уведомление об осуществлении закупки услуг на подготовку документов к архивному хранению с последующим архивным хранением у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе (вх.114822/21 от 28.12.2021).
Согласно п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
При этом исключительность полномочий соответствующих органов или предприятий на оказание определенных услуг должна подтверждаться соответствующими нормативными правовыми актами.
На заседание Комиссии Управления представителем Заказчика представлены письменные пояснения, согласно которым указано, что Полномочия Управления делами Президента Российской Федерации по комплектованию и хранению архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Управления делами, закреплены в пп. 38 п.5 Раздела II Положения об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17.09.2008 N 1370 (далее - Положение).
При этом, согласно пп.39 п.5 Раздела II Положения Управление делами Президента Российской Федерации осуществляет в установленном порядке организацию поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в том числе через подведомственные организации.
ФГБУ "УЗС" осуществляет свою уставную деятельность в соответствии с соглашением о передаче полномочий государственного заказчика, заключаемым между ФГБУ "УЗС" и Управлением делами Президента РФ, в связи с чем ФГБУ "УЗС" от имени Управления делами Президента РФ выступает заказчиком проектных и строительно-монтажных работ по объектам государственной собственности, предназначенным для размещения федеральных органов государственной власти и иных государственных органов, обеспечение деятельности которых возложено на Управление делами Президента РФ. В результате этой деятельности образуется значительный объем проектно-сметной и рабочей документации и иной технической документации, подлежащей архивному хранению.
В соответствии с пп.2.1.1. п. 2 Устава ФГБУ "Центральный архив" (утвержден приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 28.01.2013 N 24) учреждение осуществляет в качестве своей основной деятельности комплектование, хранение, учет и использование организационно-распорядительной документации, документов по личному составу и иных, не зависимых от типа носителя материалов, включая электронные записи в информационных системах, раскрывающих состав фондов, образовавшихся в процессе деятельности Управления делами и подведомственных ему организаций.
В связи с тем, что ФГБУ "УЗС" и ФГБУ "Центральный архив" являются организациями, подведомственными Управлению делами Президента Российской Федерации, а также учитывая изложенное выше, закупка услуг по подготовке документов ФГБУ "УЗС" к архивному хранению осуществлена без проведения конкурентных процедур.
Из всего изложенного, Заказчиком сделан вывод о правомерности осуществления закупки способом, определенным в п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, ввиду того, что оказание услуги, по мнению Заказчика, может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственным ему унитарным предприятием, т.к. реагирование мобильными бригадами вневедомственной охраны войск национальной гвардии может осуществляться только подведомственным государственным унитарным предприятием органа исполнительной власти.
Вместе с тем Комиссия Управления не может согласиться с возражениями Заказчика ввиду следующего.
В соответствии с ч.5 ст. 24 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021) заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Таким образом, в случае необходимости заключения государственного контракта на оказание услуг на подготовку документов к архивному хранению с последующим архивным хранением заказчик проводит отбор исполнителя конкурентными способами или осуществляет закупку у единственного исполнителя в случаях, предусмотренных исключительно Законом о контрактной системе.
При этом, как уже было отмечено ранее, закупка у единственного поставщика на основании п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, должна обосновываться исключительностью полномочий соответствующих органов или предприятий и подтверждаться соответствующими нормативными правовыми актами.
При этом нормативные акты, ссылки на которые приведены Заказчиком в письменных пояснениях - не свидетельствуют об исключительности полномочий ФГБУ "Центральный архив" при оказании услуг на подготовку документов к архивному хранению с последующим архивным хранением. Иных документов, свидетельствующих об исключительности ФГБУ "Центральный архив" Заказчиком на заседании Комиссии Управления не представлено.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021) ввиду заключения контрактаN 1231-12/21/УЗС от 12.12.2021 на основании п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив представленные документы и материалы, в соответствии с частями 15 и 22 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п.6 ч.1, ч.2 ст.93, ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021).
2. В связи с тем, что контракт заключен предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Предать материалы дела соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении Заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председательствующего Комиссии Управления: |
|
Д.А. Аносов |
Члены Комиссии Управления: |
|
Е.Л. Мокрянская |
|
|
И.А. Поляков |
Исп. Аносов Д.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 февраля 2022 г. N 077/06/17-1589/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2022