Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Руководитель Инспекции: |
|
|
Члены Инспекции: |
|
|
|
|
|
в отсутствии представителей от:
- ООО "СП Стандарт" - о дате, времени и месте рассмотрения обращения уведомлены надлежащим образом;
в присутствии представителей от:
- заказчика - ФКУ "Дальневосточный авиационный поисково-спасательный центр" - Е.В. Суворова по доверенности от 11.04.2022 N20,
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена проверка действий заказчика - ФКУ "Дальневосточный авиационный поисково-спасательный центр".
В ходе проведения проверки Инспекцией,
УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение Общества с ограниченной ответственностью "СП Стандарт" (далее - ООО "СП Стандарт", заявитель) на действия заказчика - ФКУ "Дальневосточный авиационный поисково-спасательный центр" (ИНН 2721160050) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку обуви различной специальной (извещение N0322100000822000009 от 01.04.2022).
По мнению заявителя, заказчиком необоснованно установлен запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее- Постановление N 616).
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0322100000822000009 о проведении запроса котировок в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 01.04.2022.
Объект закупки: поставка обуви различной специальной.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 280 000,00 рублей.
Дата начала срока подачи заявок: 01.04.2022.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 13.04.2022 09:00.
Согласно Извещению объект закупки:
| |||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
|
Согласно Извещению:
- Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Требования к участникам установленные в Извещении:
1. Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе;
2. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Ограничения, установленные в Извещении:
1. запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона о контрактной системе.
|
|
||||||||||
| |||||||||||
|
|
||||||||||
|
|
Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок в электронной форме N 0322100000822000009 от 14.04.2022 подана единственная заявка (N2), признанная соответствующей требованиям.
Изучив материалы дела N 7-3/151, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Инспекция Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в том числе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Применение национального режима при осуществлении закупок установлено ст. 14 Закона о контрактной системе.
Материалами дела установлено следующее. Довод заявителя о необоснованном установлении заказчиком запрета на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе и п. 3 "б" Постановления N616 не нашел своего подтверждения, поскольку на момент рассмотрения обращения заявителя, заказчиком самостоятельно внесено изменение в извещение о проведении закупочной процедуры и установленный запрет отменен. Довод заявителя Инспекцией Хабаровского УФАС России признается необоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
1. Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Правила N145).
Согласно п. 1 Правил N145 настоящие Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - каталог, КТРУ) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с п.п. "б" п. 2 Правил N145 каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил N145 Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил N145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Пунктом 6 Правил N145 установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из приведенных положений Закона о контрактной системе, Правил N145 следует, что заказчик обязан применять позиции КТРУ в части описания объекта закупки, при этом заказчик вправе указать дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в случае необходимости, однако в документацию необходимо включить обоснование необходимости использования такой информации (дополнительной характеристик).
В рассматриваемом случае объектом закупки является приобретение цемента для нужд водопроводно-канализационного хозяйства ЖКС N1 (г. Хабаровск) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО.
Согласно извещению, заказчиком определено КТРУ 15.20.32.129 "Обувь специальная".
Каталог товаров, работ, услуг не содержит позицию 15.20.32.129, указанное является ОКПД 2.
Каталог товаров, работ, услуг содержит обязательные для применения позиции:
- 15.20.32.121-00000011 с наименованием "Обувь специальная диэлектрическая", содержащую описание объекта закупки, в том числе обязательные характеристики: Вид обуви (боты формовые, галоши клееные, сапоги из ПВХ, сапоги формовые, боты клееные); Половой признак (мужские, женские); Размер (штихмассовый) (с размерным рядом от 33 до 52 включительно). Включено в КТРУ с 01.06.2020, обязательное применение с 01.07.2020 - бессрочно.
Согласно сведениям Технического задания на поставку обуви различной специальной "Описание объекта закупки", заказчиком осуществляется закупка товара со следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование (модель) |
Ед. изм. |
Кол-во товара (каждого наименования) |
Свойства, характеристики, изображение |
1. |
Боты диэлектрические (или эквивалент |
кг |
1100 |
Боты диэлектрические должны быть изготовлены в соответствии с: ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты"; ГОСТ 13385-78 "Обувь специальная диэлектрическая из полимерных материалов. Технические условия" (с Изменениями N 1, 2). Функциональные и технические характеристики: Боты должны быть изготовлены из резины формовым методом крепления. Боты должны обеспечивать дополнительную защиту от поражения электрическим током при работе в электроустановках закрытого типа, а также в открытых, при условии отсутствия дождя или мокрого снега. Минимальная температура работоспособности бот диэлектрических должна быть не выше -300С, максимальная температура работоспособности бот диэлектрических - не ниже + 500С Боты должны обеспечивать защиту от электрического тока напряжением не менее 1кВ Обязательно наличие маркировки. Маркировка должна соответствовать ТР ТС 019/2011. Обязательно предоставление Сертификата соответствия / Декларации о соответствии ТР ТС 019/2011. Эскиз: |
2. |
Сапоги специальные с комбинированным верхом "Нордман Нью Ред" (или эквивалент) |
|
|
Сапоги должны быть изготовлены в соответствии с: ТР ТС 019/2011 О безопасности средств индивидуальной защиты Сапоги специальные с комбинированным верхом утепленные шипованные c многослойным фольгированным меховым чулком-утеплителем (съемный). Сапоги на базе галоши из термоэластопласта (ТЭП) с защитой от сырой нефти и от нефтяных масел и продуктов тяжелых фракций, с интегрированными защитными подносками (200 Дж), неметаллическими (параарамидными) антипрокольными стельками (1200 Н). Верх обуви изготовлен из прочной водоотталкивающей нефтемаслостойкой, устойчивой к растворителям армированной ткани с полиуретановой пропиткой. Ткань продублирована пенополиуретаном (поролоном) толщиной не менее 5 мм для дополнительной теплоизоляции голени. Съёмный пятислойный фольгированный меховой утеплитель сохраняет тепло и способствует влагоотведению. Вкладная термоизолирующая стелька толщиной не менее 7 мм из полиэфирного полотна защищает стопу от промерзания. Фиксация обуви на ноге осуществляется при помощи двух регулируемых по длине строп с надежными морозостойкими карабинами. Объем верха регулируется при помощи утягивающего шнурка. На задней части голенища расположены световозвращающие элементы. По периметру подошвы расположены не менее 12 автомобильных шипов противоскольжения с твердосплавным сердечником. Верх обуви: ткань с полиуретановой пропиткой. Утеплитель: съёмный пятислойный фольгированный меховой утеплитель. Защитный носок: композитный материал (Мун 200). Вкладная стелька: термоизолирующая стелька толщиной не менее 7 мм из полиэфирного полотна. Проколозащитные прокладки: неметаллические (1200 Н). Подошва: галоша из термоэластопласта (ТЭП). Противоскользящие элементы подошвы: не менее 12 автомобильных шипов противоскольжения с твердосплавным сердечником. Высота: не более 44 см. Обязательно предоставление Сертификата соответствия / Декларации о соответствии ТР ТС 019/2011. Конструкция представлена на эскизе: |
Вместе с тем, КТРУ 15.20.32.121-00000011 содержит указание на описание обязательных характеристик товара, такие как: Вид обуви; Половой признак; Размер, информация о которых должна содержаться в описании объекта закупки, вместе с тем, в данной закупке отсутствует обязательная характеристика товара - Половой признак (мужские, женские).
Таким образом, в нарушение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, п. 5, 6 Правил N145, заказчиком при описании объекта закупки не применены обязательные характеристики, предусмотренные КТРУ, а также не указано в Техническом задании на поставку обуви различной специальной "Описание объекта закупки" обоснование необходимости использования заказчиком дополнительной информации (характеристик), не содержащейся в КТРУ.
Вместе с тем, в случае закупки "Обувь специальная диэлектрическая" с дополнительными характеристиками заказчик вправе указать такие характеристики с обоснованием в порядке, предусмотренном п. 6 Правил N145.
Однако указанное не освобождает заказчика от соблюдения требований ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, п. 5, 6 Правил N145, из которых следует обязанность заказчика применения соответствующей позиции КТРУ при описании объекта закупки, включения в Техническом задании на поставку обуви различной специальной "Описание объекта закупки" Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме обоснования необходимости дополнительных характеристик.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение требований ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Согласно п. 11, 12 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063" (далее - Постановление N1042) определены следующие условия порядка определения размера неустойки:
- Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта (п. 11);
- Общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта (п. 12).
При этом, пунктом 8.8 проекта контракта предусмотрено, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Пунктом 8.9 проекта контракта установлено, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта.
Вместе с тем, порядок начисления определения суммы неустойки (штрафов, пеней), отраженной в п.п. 8.8, 8.9 проекта контракта, определены Заказчиком с нарушением ч.ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, поскольку не учитывают положений пунктов 11, 12 Постановления N1042 согласно которым пеня выведена за ограничения, предусмотренное указанным постановлением Правительства Российской Федерации.
Допущенные заказчиком нарушения требований Закона о контрактной системе образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения является существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обращение ООО "СП Стандарт" на действия заказчика - ФКУ "Дальневосточный авиационный поисково-спасательный центр" при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку обуви различной специальной (извещение N0322100000822000009 от 01.04.2022) по доводам, изложенным в нем, необоснованным.
2. Признать заказчика - ФКУ "Дальневосточный авиационный поисково-спасательный центр" нарушившим требования части 6 статьи 23, частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - ФКУ "Дальневосточный авиационный поисково-спасательный центр" предписание о внесении изменений в проект контракта, в части устранения выявленных нарушений Закона о контрактной системе, при заключении контракта.
4. Передать материалы дела N 7-3/151 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Инспекции: |
|
Члены Инспекции: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 14 апреля 2022 г. N 33 (ключевые темы: обувь - государственные и муниципальные нужды - ненадлежащее исполнение - контрактная система в сфере закупок - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2022