Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
|
|
|
|
|
|
в присутствии представителей:
от заявителя - МУП "Специализированный комбинат коммунального обслуживания":
- Баранов Е.В. (представитель по доверенности);
- Ковтун Д.Ю. (представитель по доверенности);
от заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу МУП "Специализированный комбинат коммунального обслуживания" (далее также - МУП "СККО", Заявитель) и материалы дела N027/06/49-518/2022,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба МУП "Специализированный комбинат коммунального обслуживания" на действия заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее также - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации деятельности общественного кладбища в мкр. Старт города Комсомольска-на-Амуре (извещение N 0122300012622000009).
Заявитель указывает в своей жалобе на нарушение заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки, указывая, что победитель торгов необоснованно снизил цену, а также, что протокол результатов открытого конкурса содержит множественные ошибки и нарушения.
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Заказчиком - Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края проведен открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по организации деятельности общественного кладбища в мкр. Старт города Комсомольска-на-Амуре.
Извещение N 0122300012622000009 о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 15.03.2022.
Объект закупки: оказание услуг по организации деятельности общественного кладбища в мкр. Старт города Комсомольска-на-Амуре.
Начальная цена контракта составляет 1 231 796,62 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 31.03.2022 18:00 (МСК+7).
Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок: 04.04.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 05.04.2022.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N 027/06/49-518/2022, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу о признании жалобы необоснованной по следующим основаниям.
Как следует из доводов жалобы, по мнению заявителя жалобы, победитель торгов необоснованно снизил цену, а также, что протокол результатов открытого конкурса содержит множественные ошибки и нарушения.
Согласно ч. 2 ст. 99 Закона N44-ФЗ контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона N44-ФЗ при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Таким образом, контроль в сфере закупок осуществляется в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 99 Закона N44-ФЗ, при этом участники закупок и их действия, совершаемые при осуществлении закупки, не относятся к субъектам контроля, установленным ч. 2 ст. 99, ч. 1 ст. 105 Закона N44-ФЗ, в связи с чем в указанной части жалоба остается без рассмотрения.
В части доводов жалобы о том, что протокол результатов открытого конкурса содержит множественные ошибки и нарушения, Комиссией Хабаровского УФАС России проанализирован протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.04.2022 NИЭОК1.
Согласно ч. 15 ст. 48 Закона N44-ФЗ не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 настоящей статьи:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) осуществляют оценку ценовых предложений по критерию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона;
б) на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 настоящей статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу ч. 17 ст. 48 Закона N44-ФЗ протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать следующую информацию:
1) дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационные номера заявок на участие в закупке;
2) о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки;
4) порядковые номера, присвоенные в соответствии с настоящим Федеральным законом заявкам на участие в закупке;
5) о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
6) о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок в отношении каждой заявки на участие в закупке;
7) о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.04.2022 NИЭОК1 содержит установленную Законом N44-ФЗ информацию, при этом Заявителем в жалобе не указаны конкретные несоответствия протокола требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также - Постановление N 2604).
П. 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - также Положение оценки заявок).
В силу п. 3 Положения оценки заявок для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с п. 24 Положения оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения оценки заявок, применяются детализирующие показатели (п. 25 Положения).
В соответствии с п. 28 Положения оценки заявок в случае применения показателя оценки, предусмотренного подп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Таким образом, Постановлением N 2604 определено, что при установлении, в том числе детализирующего показателя "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с Приложением N 3 "Порядок рассмотрения и оценки заявок" извещения о проведении спорной закупки заказчиком в порядке оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме установлено, в том числе следующее требование:
"документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Представить копии в полной редакции государственных (муниципальных) контрактов (договоров) заключенных с 01.04.2017 г. и исполненных до 31.12.2021 г сопоставимого с характером предмета контракта". |
Аналогичное условие отражено в Приложение 4 "Порядок рассмотрения и оценки заявок":
Документами, подтверждающими опыт участника открытого конкурса (по данному показателю), которые он может представить в составе заявки, являются: - Копии в полной редакции государственных (муниципальных) контрактов (договоров) заключенных с 01.03.2017 г. и исполненных до 28.02.2022 г сопоставимого с характером предмета контракта (рекомендовано указать реестровые номера контрактов из официального сайта ЕИС в сфере закупок); |
Вместе с тем, Постановление N 2604 не содержит условий, позволяющих ограничивать сроки заключения договоров, за исключением условия о том, что последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" п. 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок (01.04.2022 применительно к данной закупке) в соответствии с пп. "г" п. 28 Постановления N2604.
Таким образом, исходя из условий Постановления N 2604, участник закупки для получения баллов по критерию "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" вправе представить любой контракт (договор) при условии составления акта при исполнении договора не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Следовательно, установление заказчиком ограничение принятия договоров по конкурсному критерию, согласно которому к оценке принимаются исключительно государственные (муниципальные) контракты (договоры) заключенныес 01.03.2017 г. и исполненные до 28.02.2022 не соответствуют требованиям ч. 8 ст. 32 Закона N 44-ФЗ, положениям Постановления N2604.
Указанное образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в соответствии с ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи уполномоченному органу предписания об устранении допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу МУП "Специализированный комбинат коммунального обслуживания" на действия заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее также - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации деятельности общественного кладбища в мкр. Старт города Комсомольска-на-Амуре (извещение N0122300012622000009) необоснованной.
2. Признать заказчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края нарушившим ч. 8 ст. 32 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования протоколов, составленных при осуществлении закупки, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного дела.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 15 апреля 2022 г. N 7-1/59
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2022