Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
члены Комиссии:
<_>кворум соблюден,
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителей заказчика - Главного управления ветеринарии Удмуртской Республики (далее - Заказчик) <_>,
представителя ООО "Пик" (далее - Общество) <_>,
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченнное учреждение) <_>,
в результате рассмотрения обращения Заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО "Пик" (ИНН 1840057893) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона N зз-05691-2020 "Разработка и согласование проектов установления санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника" (номер извещения в ЕИС-0813500000120001966, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
02.03.2020 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и документацию о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 771 666,67 рублей.
11.03.2020 - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 11.03.2020, поступила единственная заявка ООО "Пик" на участие в Аукционе, признанная соответствующей установленным требованиям.
По результатам проведения Аукциона между Заказчиком и ООО "Пик" заключен контракт от 23.03.2020 (далее - Контракт).
Согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.03.2022 (далее - Решение), Заказчик расторг Контракт в одностороннем порядке в связи с существенным нарушением условий контракта со стороны ООО "Пик", а именно в связи с непредставлением результатов выполнения работ по Контракту Заказчику.
При рассмотрении дела представители Заказчика пояснили, что в установленный конктрактом срок со стороны ООО "Пик" не представлены Заказчику результаты выполнения работ по Контракту, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом Заказчик не настаивает на включении сведений в РНП об ООО "Пик".
При рассмотрении дела представитель ООО "Пик" пояснил, что умысла на уклонение от исполнения Контракта у Общества не имелось, при исполнении Контракта Общество своевременно (в октябре 2020 г.) подготовило необходимые документы и направило их в адрес Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для согласования, срок рассмотрения документов составлял не более 15 рабочих дней, при этом фактически ответ Роспотребнадзора был получен гораздо позднее - в марте 2021 г. Указанные в ответе Роспотребнадзора основания для отказа в согласовании носили формальный характер, вместе с этим данные недостатки были устранены в кратчайшие сроки и в марте 2021 г. документы повторно были направлены в Роспотребнадзор, ответ на данные документы был получен снова с нарушением установленных сроков - только в августе 2021 г. (причины для отказа были указаны иные по сравнению с ответом, полученным в марте 2021 г.). Из-за нарушения Роспотребнадзором сроков согласования документов ООО "Пик" обращалось с жалобой в адрес руководителя Роспотребнадзора (ответ до настоящего момента получен не был), а также в адрес Генеральной прокуратуры России (которая признала, что со стороны Роспотребнадзора установлен факт наличия волокиты при согласовании документов и нарушение сроков такого согласования). Кроме этого, в марте 2021 г. произошли изменения в действующее законодательство и существенно изменились процедуры проведения исследований, необходимых для подготовки документов по Контракту (например, вместо взятия 100 проб стало необходимым взятие 400 проб, что влечет за собой значительное изменение объема необходимых работ и увеличение стоимости выполнения работ), при этом в том случае, если бы Роспотребнадзор своевременно ответил на представленные ООО "Пик" для согласования документы, то Общество имело бы возможность до вступления в силу изменений в законодательство устранить формальные недостатки и сдать результаты работ Заказчику еще в конце 2020 г. Таким образом, фактически невыполенение работ в установленный срок произошло по причинам, не зависящим от воли Общества, связанных только с затягиванием сроков со стороны Роспотребнадзора.
При рассмотрении дела представитель Уполномоченного учреждения не предоставил мотивированных пояснений по существу рассматриваемого дела.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1.1 Контракта, Исполнитель обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по разработке и согласованию проектов установления санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника (далее - работы) в соответствии с условиями Контракта и Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить работы Исполнителя на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с п. 1.3 Контракта, одним из результатов работ по Контракту является постановление Главного государственного санитарного врача РФ об установлении размера санитарно-защитной зоны сибироязвенного скотомогильника.
Согласно п. 1.4 Контракта, срок выполнения работ - не позднее 30.11.2020.
В соответствии с дополнительным соглашением от 18.12.2020 к Контракту, установлен новый срок выполнения работ - не позднее 21.12.2020.
В установленный срок Контракт не исполнен, что со стороны ООО "Пик" не отрицается.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не уполномочен давать оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства (данный вывод подтверждается судебной практикой: Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по делу NА73-4467/2019, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 по делу NА40-184406/2019 и др.).
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины в уклонении от заключения контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
При рассмотрении настоящего дела Комиссия Удмуртского УФАС России, принимает во внимание следующие обстоятельства: у ООО "Пик" отсутствовал умысел на уклонение от исполнения Контракта, в октябре 2020 г. ООО "Пик" направило документы для согласования в Роспотребнадзор, который ответил отказом в согласовании с многократным нарушением срока (только в марте 2021 г.), после этого в кратчайшие сроки недостатки были устранены ООО "Пик" и документы вновь направлены в Роспотребнадзор, который ответил отказом в согласовании также со значительным нарушением сроков (в августе 2021 г.), при этом в письмах Роспотребнадзора, полученных в августе 2021 г., содержатся иные основания для отказа в согласовании (по сравнению с ответом, полученным в марте 2021 г.), следовательно, Роспотребнадзор не указал в первом ответе исчерпывающий перечень недостатков, что не позволило ООО "Пик" устранить из в кратчайшие сроки; в ходе согласования представленных документов вносились изменения в законодательство (ГОСТы и др.), что повлекло за собой существенное изменение объема работ, которые необходимо выполнить ООО "Пик", при этом при заключении Контракта ООО "Пик" не знало и не могло знать о том, что через несколько месяцев после заключения Контракта такие изменения будут приняты и вступят в силу; факт затягивания Роспотребнадзором сроков согласования представленных документов подтвержден письмом Генеральной прокуратуры России от 24.12.2021 N75/1-815-2021, Заказчик не настаивает на включении в РНП сведенеий об ООО "Пик", в настоящее время ООО "Пик" обжалует в судебном порядке Решение об одностороннем отказе (судебное дело NА71-4886/2022, решение по которому еще не принято к настоящему моменту), следовательно, между сторонами к настоящему моменту существует гражданско-правовой спор, связанный с расторжением Контракта; ООО "Пик" обращалось в адрес Заказчика с письмами (от 13.11.2020, от 23.12.2020, от 10.07.2021, от 02.09.2021 и др.), в которых сообщало Заказчику о том, что Роспотребнадзор в установленные сроки не согласовывает представленные проекты; доказательств осуществления недобросовестного поведения со стороны ООО "Пик" не имеется.
В связи с вышеизложенным, оснований для включения в РНП сведений об ООО "Пик" не установлено.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Пик" (ИНН 1840057893) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона N зз-05691-2020 "Разработка и согласование проектов установления санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника" (номер извещения в ЕИС-0813500000120001966), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 19 апреля 2022 г. N 018/06/104-284/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2022