На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России), Инспекцией Приморского УФАС России
проведена внеплановая проверка соблюдения заказчиком - ГУ - Приморское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению корсетов полужесткой фиксации, реклинаторов-корректоров осанки инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов в 2022 году (извещение N 0220100003922000053)
Адрес проверяемой организации: ул. Муравьева-Амурского, д. 1-б, г. Владивосток, Приморский край, 690990;
Место проверки: ул. 1-ая Морская д. 2, каб. 446, г. Владивосток,
Проверкой установлено:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступила информация о признаках нарушения ГУ - Приморское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации требований Закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению корсетов полужесткой фиксации, реклинаторов-корректоров осанки инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов в 2022 году (извещение N 0220100003922000053).
В соответствии с частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В обращении указано, что заказчик допустил нарушение части 3 статьи 14 и пункта 15 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, т.к. извещение об осуществлении конкурентной закупки не содержит информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, установленных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N617.
Инспекция Приморского УФАС России, рассмотрев представленные заказчиком документы, установила следующее.
Частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление) утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно пункта 4. Постановления, ограничения, установленные постановлением, распространяются на товары, включенные в Перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Понятие товара, поставляемого при выполнении работ, оказании услуг, явным образом законодателем не определено. При решении данного вопроса допустимо руководствоваться письмом ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20, направленным в рамках Закона N 44-ФЗ.
Товар не является поставляемым, если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Верховный Суд Российской Федерации решением от 04.02.2021 N АКПИ20-959 признал правомерным разъяснения, изложенные в письме Федеральной антимонопольной службой России от 25.06.2020 N ИА/53616/20
Согласно п. 5.2.5 5.2.5. Исполнитель обязан снять мерки, изготовить, примерить, индивидуально подогнать и выдать технические средства реабилитации, протезы, протезно-ортопедические изделия Получателям, и передать результат работ по Акту сдачи-приёмки работ Получателем (Приложения N4 к контракту). Соответственно, оспариваемую позицию правомерно считать результатом выполнения работ, а не поставляемым товаром.
Согласно части 1 статьи 12 Закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Одна из задач Фонда социального страхования это - выполнение государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ - Обеспечение техническими средствами реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р (Федеральный перечень).
Заказчик пояснил, что решение по обеспечению инвалида ТСР, услугам, предусмотренными Федеральным перечнем, принимается территориальным отделением Фонда по месту жительства инвалида (месту пребывания или фактического проживания). Региональное отделение считает необходимым обеспечение инвалидов, проживающих на территории Приморского края, техническими средствами реабилитации посредством выполнения работ как комплекса организационно-технических и производственных мероприятий по изготовлению средств реабилитации.
Такое решение обусловлено и тем, что среди важнейших социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, одной из основных является реабилитация и социальная защита инвалидов, которые позволили бы им стать полноправными членами общества в равной степени со здоровыми людьми, принимать активное участие в общественной жизни, во всем ее многообразии. Реабилитация инвалида - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Обеспечение техническими средствами реабилитации является частью реализации реабилитационных мероприятий. Основным механизмом осуществления всех реабилитационных мероприятий, установленных государством, является индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) - разработанный комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма; восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Основополагающей позицией обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации должна быть их медико-функциональная и социальная адекватность. В зависимости от характера анатомического дефекта, органических изменений, функциональных расстройств технические средства реабилитации должны обеспечивать компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалидов. В то же время они должны способствовать реализации социального предназначения реабилитации, восстановления способности к самообслуживанию, передвижению, получению образования, трудовой деятельности, социальной адекватности.
Корсеты - это ортопедические устройства (ортезы), назначаемые как при врождённых, так и приобретённых в результате заболеваний патологиях различных отделов позвоночника. Цель любой конструкции применяемого ортеза это обеспечение необходимой фиксации соответствующего отдела позвоночника в положении устранения различных нефиксированных его патологических установок, осуществление корригирующего воздействия на имеющиеся фиксированные деформации и обеспечение необходимой разгрузки поражённых его позвонков
Полужёсткие индивидуальные (текстильные; с армированными шинами) конструкции корсетов обычно изготавливают по выкройкам, ориентируясь на снятые с больного размеры: определяют высоту корсета спереди и сзади, а также параметры таза на уровне нижнего края корсета, талии и туловища - на уровне верхнего его края.
Последствия травматических и воспалительных разрушений тел позвонков у детей и взрослых, не сочетающиеся или сочетающиеся с повреждением спинного мозга (при которых нарушаются функции мышц туловища), требуют на весь восстановительный период заболевания своевременного обеспечения больного корригирующим устройством (головодержателем, корсетом), способным удержать шейный отдел и (или) туловище в положении максимально возможной коррекции и разгрузки. Это позволяет предотвратить возможное дальнейшее разрушение пораженных и локально избыточно нагружаемых позвонков, что чревато нарастанием их деформации.
Эффективность использования корсетов оценивается по их обеспечению декомпрессии, разгрузки и фиксации позвоночника, что приводит к уменьшению или полному исчезновению болевого синдрома, восстановлению утраченных функций. Инвалид должен быть обеспечен строго индивидуальным корсетом (в зависимости от особенностей человека и характера течения заболевания).
Учитывая всё вышеизложенное, заказчик считает, что достижение целей реабилитации инвалидов возможно при строго индивидуальном подходе к каждому случаю ортезирования, что возможно только при выполнении работ.
Тем самым заказчик, не установив в извещении об осуществлении конкурентной закупки ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в том числе поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N617, не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
Инспекция Приморского УФАС России по результатам проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой (камеральной) проверки соблюдения заказчиком требований Закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона решила:
Признать, что заказчик при проведении закупки не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
Акт, принятый по результатам внеплановой проверки, может быть обжалован в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 20 апреля 2022 г. N ВП 34
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2022