Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителя от заказчика - Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике по доверенности N6 от 11.01.2022 г.,
в отсутствии представителей от заявителя - ООО "", уведомленного о дате, времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев с использованием системы видеоконференцсвязи жалобу заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0204100000122000031 "Выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви на аппарат для инвалидов в 2022 году", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "" на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви на аппарат для инвалидов в 2022 году".
Согласно доводам жалобы, извещение об осуществлении закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик представил письменные возражения по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя, письменные возражения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 25 марта 2022 года было размещено извещение N0204100000122000031 о проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви на аппарат для инвалидов в 2022 году" с начальной (максимальной) ценой контракта - 308 733,48 рублей.
Согласно извещению о проведении конкурса в электронной форме, дата и время окончания подачи заявок - 11.04.2022 09:00; дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 13.04.2022; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 14.04.2022.
В жалобе заявитель указывает, что для оценки заявок по критерию "квалификация участников закупки" заказчик установил, что при определении наличия у участников закупки финансовых ресурсов, будет использоваться расчет по формуле, когда лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки. На основании данного расчета в случае подачи двух заявок и более, у участника с наименьшими показателями оценка всегда будет равняться нулевому значению, а у другого участника с наибольшими показателями значимость показателя достигать 100%. Применение данных расчетов, считает заявитель, лишает участников на получения какой-либо оценки при наличии соответствующего опыта, тем самым ущемляются права мелких субъектов относящихся к категории субъектов малого предпринимательства.
Согласно пояснениям заказчика, законодательством предусмотрено право заказчика самостоятельно определять необходимость установления предельного минимального или предельного максимального значения характеристик объекта закупки, в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе, победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В силу части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать следующие электронные документы:
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 24 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу пункта 25 Положения, для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Пунктом 26 Положения предусмотрено, что оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно извещению об осуществлении закупки, заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги - значимость критерия 60%.
2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 40%.
Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется с учетом показателя:
- наличие у участников закупки финансовых ресурсов, значимость показателя - 100 баллов.
Для оценки данного показателя применяются детализирующие показатели:
1. стоимость чистых активов - значимость 40%
2. коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - значимость 20%;
3. коэффициент соизмеримости годовой выручки от основной деятельности с суммой контракта (КСВ) - значимость 40%.
К оценке принимаются бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за последний отчетный год с отметкой о принятии налоговым органом.
При этом, оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной пп. "б" п. 20 Положения:
где лучшим значением, является наибольшее значение характеристики объекта закупки.
В данном случае заказчик не устанавливает предельные значения показателей, указанная формула предусматривает присвоение баллов, исходя из которой заявке, содержащей наилучшее значение, присваивается 100 баллов, а заявке, содержащей наихудшее значение, присваивается 0 баллов.
Объектом закупки является выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви на аппарат для инвалидов. Для выявления участника закупки, который предложит лучшие условия исполнения контракта, заказчиком для оценки квалификации участников закупки выбран показатель "наличие у участников закупки финансовых ресурсов" с формулой, где лучшим значением, является наибольшее значение характеристики объекта закупки.
Вместе с тем, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе, Положения об оценке заявок следует, что наличие у участников закупки финансовых ресурсов с формулой, где лучшим значением является наибольшее значение характеристики объекта закупки не соответствует целям и принципам контрактной системы в сфере закупок (обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок), и рассматриваемой конкурентной закупки, поскольку указанный критерий не позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотребления в сфере закупок.
Данный факт подтверждается протоколом подведения итогов определения поставщика от 13.04.2022 г., согласно которому для участия в закупке была подана только одна заявка.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика нарушают положения части 2 статьи 8, части 8 статьи 32, пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, поскольку для участия в закупке была подана только одна заявка, и оценка заявок по критериям, установленным заказчиком в извещении об осуществлении закупки, не проводилась.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, части 8 статьи 32, пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения определения поставщика, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 15 апреля 2022 г. N 007/06/42-273/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2022