Резолютивная часть решения оглашена 13.04.2022
В полном объеме решение изготовлено 18.04.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "АПЕКСМЕД" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку устройств для проведения сердечно-легочной реанимации, с питанием от батареи (извещение N 0169200001022000700), при дистанционном участии:
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области (далее - заказчик) Панкрушевой И.В., действующего на основании доверенности от 01.04.2022;
- представителя ООО "АПЕКСМЕД" (далее - заявитель, Общество) Богдана С.А., действующего на основании доверенности от 12.04.2022,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 07.04.2022 поступила жалоба ООО "АПЕКСМЕД" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку устройств для проведения сердечно-легочной реанимации, с питанием от батареи (извещение N 0169200001022000700) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 30.03.2022 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 290 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 07.04.2022 в 07:00.
На участие в рассматриваемом аукционе подана единственная заявка, аукцион признан несостоявшимся на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в описании объекта закупки установлен ряд показателей, которым соответствует исключительно система компрессии грудной клетки LUCASTM 2.
По мнению заявителя, указанные действия заказчика являются необоснованными, поскольку не позволяют предложить к поставке оборудование "AutoPulseR", которое функционально также может удовлетворить потребность заказчика.
Ранее Министерством здравоохранения Челябинской области были размещены два аукциона на аналогичный объект закупки, в рамках которых участники закупки могли предложить как оборудование "LUCASTM 2" так и оборудование "AutoPulseR".
В данном случае, заказчик в рамках рассматриваемого аукциона сформировал описание объекта закупки таким образом, что участниками может быть предложено исключительно оборудование "LUCASTM 2", реализуемое через дилерскую сеть, без возможности поставки оборудования "AutoPulseR".
Как считает заявитель, заказчиком допущено ограничение конкуренции.
В доказательство своих доводов заявителем представлена сравнительная таблица с характеристиками оборудования "AutoPulseR" и "LUCASTM 2"; руководство по эксплуатации реанимационной системы "AutoPulseR" производства "ЗОЛЛ Медикал Корпорейшн" (ZOLL Medical Corporation).
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил письменные пояснения, которые поддержал на заседании Комиссии, и указал следующее.
Документация об аукционе сформирована в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также с учетом потребности заказчика.
Ранее 04.03.2022 и 05.03.2022 Министерством здравоохранения Челябинской области были размещены два аукциона на аналогичный объект закупки: закупка устройств для проведения сердечно-легочной реанимации с питанием от батареи (изв. N 0169200001022000471, N 0169200001022000465), однако, оба аукциона были признаны несостоявшимися на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем.
Через некоторое время после подведения итогов Министерством в целях определения конкурентной среды на соответствующем рынке и принятия решения для обеспечения государственных нужд было произведено устное консультирование, в ходе которого была получена информация от поставщиков, что на рынке в настоящее время может быть поставлено только устройство для проведения сердечно-легочной реанимации LUCAS 2, поставка других устройств для проведения сердечно-легочной реанимации в настоящее время невозможно в связи со сложившейся ситуацией в стране.
Таким образом, в целях исполнения принципов контрактной системы в сфере закупок, закрепленных статьей 6 Закона о контрактной системе было принято решение о проведении аукциона: закупка устройств для проведения сердечно-легочной реанимации, с питанием от батареи с техническими характеристиками, изложенными в описании объекта закупки.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Предметом закупки является поставка устройств для проведения сердечно-легочной реанимации, с питанием от батареи.
В пунктах 1.6, 1.7, 1.8, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15.2, 1.15.3 описания объекта закупки заказчиком установлены требования к типу компрессии системы (поршень с интегрированной присоской для давления на грудину); наличию многоразовых присосок; наличию ручной подгонки поршня под размеры пациента; среднему времени работы от одной батареи (не менее 45 мин.); времени зарядки между циклами использования (не более 4 ч); наличию электропитания от автомобильной сети 12В; количеству батареи (1 шт.); количеству вакуумных присосок (3 шт.).
Согласно пояснениям представителя ООО "АПЕКСМЕД" на рынке имеются два устройства для проведения сердечно-легочной реанимации, с питанием от батареи: "LUCASTM 2" и "AutoPulseR". Вместе с тем, наличие в пунктах 1.6, 1.7, 1.8, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15.2, 1.15.3 описания объекта закупки требований к товару не позволяет предложить к поставке оборудование "AutoPulseR". Так, реанимационная система "AutoPulseR" производства "ЗОЛЛ Медикал Корпорейшн" (ZOLL Medical Corporation) имеет торакальный тип компрессии; у системы отсутствуют многоразовые присоски; отсутствует ручная подгонка поршня под размеры пациента; среднее время работы от одной батареи составляет 30 мин.; время зарядки между циклами использования менее 4,25 ч; у системы отсутствует электропитание от автомобильной сети 12В; количество батарей 3 шт.; отсутствуют вакуумные присоски. Вместе с тем, оборудование "AutoPulseR", как и оборудование "LUCASTM", обеспечивает необходимые заказчику функции проведения сердечно-легочной реанимации.
Представителем заказчика не оспаривается факт соответствия требованиям описания объекта закупки системы компрессии грудной клетки "LUCASTM. При этом, заказчиком не представлено обоснование необходимости указания в описании объекта закупки требований к типу компрессии системы; наличию многоразовых присосок; наличию ручной подгонки поршня под размеры пациента; среднему времени работы от одной батареи (не менее 45 мин.); времени зарядки между циклами использования (не более 4 ч); наличию электропитания от автомобильной сети 12В; количеству батареи (1 шт.); количеству вакуумных присосок (3 шт.), в свою очередь, не позволяющих предложить к поставке оборудование иного производителя (ЗОЛЛ Медикал Корпорейшн), с учетом того, что данное оборудование, как и оборудование "LUCASTM", обеспечивает необходимые заказчику функции проведения сердечно-легочной реанимации.
В данном случае, заказчиком не подтверждено наличие в описании объекта закупки требований к типу компрессии системы; наличию многоразовых присосок; наличию ручной подгонки поршня под размеры пациента; среднему времени работы от одной батареи (не менее 45 мин.); времени зарядки между циклами использования (не более 4 ч); наличию электропитания от автомобильной сети 12В; количеству батареи (1 шт.); количеству вакуумных присосок (3 шт.). В связи с этим, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о несоответствии действий заказчика требованиям пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя об ограничении заказчиком конкуренции не обоснован, поскольку не подтвержден документально; в материалах дела отсутствует анализ рынка устройств для проведения сердечно-легочной реанимации. Также квалификация указанных действий заказчика осуществляется по Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции).
Вместе с тем, Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд руководствуется Законом о контрактной системе. Более того, для квалификации действий заказчика по Закону о защите конкуренции необходимо получение дополнительных документов.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Согласно материалам дела заказчиком 08.04.2022 в единой информационной системе размещен протокол подведения итогов определения поставщика.
Вместе с тем, заказчиком в единой информационной системе, на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) в регламентированный срок не размещен проект контракта, что, в свою очередь, не соответствует пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Довод заказчика о приостановке антимонопольным органом определения поставщика по рассматриваемой закупке не может быть принят Комиссией во внимание, поскольку контрольным органом в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе приостановлено определение поставщика исключительно в части подписания контракта заказчиком; все иные действия по процедуре определения поставщика совершаются заказчиком в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "АПЕКСМЕД" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку устройств для проведения сердечно-легочной реанимации, с питанием от батареи (извещение N 0169200001022000700):
- обоснованными в части наличия в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки;
- необоснованными в части ограничения заказчиком конкуренции.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.А. Воронкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 апреля 2022 г. N 074/06/105-868/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2022