рассмотрев жалобу ООО "Южный центр технологий безопасности" (далее - Заявитель) на действия МКУ МО город Краснодар "Единая дежурно-диспетчерская служба" при проведении управлением закупок администрации МО город Краснодар электронного аукциона: "Выполнение работ по разработке проектно-сметной (технической) документации по объекту: "Создание (реконструкция) и развитие муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения муниципального образования город Краснодар" (извещение N 0318300119422000414) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Извещение составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых с доводами жалобы не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
01.04.2022 г. уполномоченным органом - управлением закупок администрации МО город Краснодар проводился электронный аукцион "Выполнение работ по разработке проектно-сметной (технической) документации по объекту: "Создание (реконструкция) и развитие муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения муниципального образования город Краснодар"" (извещение N 0318300119422000414). Заказчик - МКУ МО город Краснодар "Единая дежурно-диспетчерская служба".
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 450 000,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение электронного аукциона содержит перечень прикрепленных документов, а именно: "обоснование НМЦ1К.xlsx", "Проект контракта.docx", "ТЗ и задание.rar", "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, и инструкция по её заполнению.docx".
Файл "ТЗ и задание.rar" содержит требование:
1. Объект закупки: выполнение работ по разработке проектно-сметной (технической) документации по объекту: "Создание (реконструкция) и развитие муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения муниципального образования город Краснодар".
Файл "ТЗ-проектирование-МСО Краснодар.docx" содержит "Задание на проектирование". В задании на проектирование на выполнение работ по разработке проектно-сметной (технической) документации по объекту: "Создание (реконструкция) и развитие муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения муниципального образования город Краснодар" (далее - Задание на проектирование) Заказчик требует выполнить заведомо невыполнимые работы, а именно: прохождение государственной экспертизы проектно-сметной (технической) документации:
6 |
Стадийность проектирования |
1. Предпроектная проработка. 2. Разработка проектной документации. Проектную документацию разработать в соответствии с требованиями статьи 48 Градостроительного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" в объеме необходимом и достаточном для получения положительного заключения экспертизы. Проектная документация должна включать в себя сводные ведомости потребностей строительных материалов, спецификации оборудования, технические условия, разрешения на применение, паспорта и сертификаты на материалы, оборудование, конструкции и комплектующие изделия, а также другую документацию, необходимую для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовления строительных изделий. 3. Проведение государственной экспертизы 4. Разработка рабочей документации Рабочую документацию разработать в полном соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы, графическую часть выполнить в детальном исполнении, включая вертикальную планировку, продольные профили, конструктивные чертежи и спецификации оборудования и материалов.
Проектную документацию выполнить в объеме, достаточном для согласования со всеми организациями, ведомствами для технического сопровождения в органах экспертизы до получения положительного заключения_ |
8 |
Предварительное согласование проектных решений с заинтересованными ведомствамии организациями |
В процессе производства работ по готовности и до направления разработанной документации на государственную экспертизу, Подрядчик согласовывает разработанную проектную документацию и документацию, содержащую результаты инженерных изысканий с Заказчиком_ |
9 |
Особые условия проектирования |
_Подрядчик проходит и обеспечивает техническое сопровождение при прохождении проектной документацией государственной экспертизе за свой счёт. При необходимости устраняет замечания, выявленные государственной экспертизой; _ |
В п.10 "Требования к составу и оформлению документации" Заказчик указал: "_ Получение положительного заключения государственной экспертизы по разработке проектно-сметной (технической) документации по объекту: "Создание (реконструкция) и развитие муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения муниципального образования город Краснодар". В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Статья 6,48 и 49 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", проектно-сметная документация особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности подлежит государственной экспертизе. Приказ МЧС РФ от 31.07.2001 N340 "О государственной экспертизе градостроительной предпроектной и проектной документации и ее утверждении в системе МЧС России".
Подрядчик должен взять на себя обязательства по прохождению государственной экспертизы и дальнейшему сопровождению проектно-сметной (технической) документации. При этом,
- в п. 4 приложения к Заданию на проектирование Заказчик указывает: "Прохождение и получение положительного заключения госэкспертизы не более 30-ти дней с даты согласования проектной документации";
- в п. 5 приложения к Заданию на проектирование заказчик указывает: "Разработка рабочей документации, согласование не более 30-ти дней с даты получения положительного заключения госэкспертизы".
Приказ МЧС РФ от 31.07.2001 N340 "О государственной экспертизе градостроительной предпроектной и проектной документации и ее утверждении в системе МЧС России" определяет полномочия экспертных органов МЧС России при проведении государственной экспертизы объектов, указанных в п. 9, 10 и 11 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1008, которое утратило силу с 23 марта 2007 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 145. Таким образом, данный приказ не может применятся, поскольку не определены объекты, на которые распространяются его нормы.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) проектная документация особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Понятие особо опасных, технически сложных и уникальных объектов дано в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
Согласно статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам относятся объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов); гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений; сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи; линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более; объекты космической инфраструктуры; объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации; объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте; объекты инфраструктуры внеуличного транспорта; портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов; тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше; подвесные канатные дороги; опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов: опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества; опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более; опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик: высота более чем 100 метров, для ветроэнергетических установок - более чем 250 метров; пролеты более чем 100 метров; наличие консоли более чем 20 метров; заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.
К объектам обороны и безопасности относятся объекты, проектируемые в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" в рамках закупок по Федеральному закону от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Системы оповещения населения не относятся ни к особо опасным, уникальным объектам, ни к объектам обороны и безопасности.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям.
Проектная документация, а также изменения, внесенные в нее, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу.
Не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
Таким образом, статья 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится исключительно к объектам капитального строительства и прямо запрещает требовать не предусмотренные законом экспертные заключения на проектную документацию.
В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение и объекты, строительство которых не завершено, за исключением не капитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно Положению о системах оповещения населения (утверждено приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365) система оповещения населения состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
То есть, система оповещения не относится ни к объектам капитального строительства, ни к объектам, поименованным в статье 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Таким образом, требование провести государственную экспертизу противоречит положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, и статьи 26 Закона N 68-ФЗ.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В ответе на запрос Заказчик привел новые нормативно-правовые акты, обосновывающие необходимость проведения экспертизы:
Положение о проведении государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (утверждено Приказом Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.07.1995 N 446);
Приказ МЧС России от 31.07.2001 N 340 "О государственной экспертизе градостроительной предпроектной и проектной документации и ее утверждении в системе МЧС России".
Согласно Положению N 446 государственной экспертизе подлежат: градостроительная документация, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в части соблюдения в них общестроительных требований, специальных требований по гражданской обороне, а также выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением возможным противником современных средств поражения.
Приказ N 340 определяет полномочия и устанавливает функции экспертных органов МЧС России.
Таким образом, ни один из данных актов не относится к системам оповещения населения. Заказчик установил требования, не предусмотренные действующим законодательством.
Кроме того, в 2021 году между этим же Заказчиком и ООО "ТСКом" был заключен муниципальный контракт от 24.08.2021 г. N 0318300119421001205 на выполнение этих же работ по разработке проектно-сметной (рабочей) документации по объекту: "Создание и Страница 4 из 6 развитие муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения муниципального образования город Краснодар" (далее - Объект) по извещению N 0318300119421001205.
Условиями Контракта было предусмотрено получение подрядчиком ООО "ТСКом" положительного заключения государственной экспертизы по объекту: "Создание и развитие муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения муниципального образования город Краснодар".
Заказчик на заседании указал, что описание объекта идентично проводимой Заказчиком закупке.
В ходе выполнения Контракта ООО "ТСКом" направил в ГАУ КК "Краснодаркрайэкспертиза" проектно-сметную (рабочую) документацию по Объекту для прохождения государственной экспертизы.
Заявление ООО "ТСКом" было оставлено без рассмотрения, поскольку процедура государственной экспертизы проводится исключительно в отношении объектов капитального строительства.
В ответе на запрос ООО "ТСКом" о возможности проведения государственной экспертизы в отношении проектно-сметной (рабочей) документации по Объекту ГАУ КК "Краснодаркрайэкспертиза" было указано, что в предоставленной документации отсутствуют признаки объекта капитального строительства, исходя из чего отсутствует возможность проведения процедуры государственной экспертизы.
В "Задании на проектирование" Заказчиком установлено:
- п.9 "Особые условия проектирования" указано: "обеспечивать полное программное и аппаратное сопряжение МСО муниципальное образование город Краснодар с РАСЦО Краснодарского края и КСЭОН муниципальное образование город Краснодар";
- п.16 "Характеристики существующих систем оповещения" указано: "Действующая МСО построена по узловому принципу на базе (управляемых по проводным линиям связи, управляемые по радиоканалу с использованием аппаратуры П-166, "Марс-Арсенал", КСЭОН):
_. КСЭОН, управляемая по радиоканалу с использованием программно-аппаратного комплекса "Стрелец-Мониторинг" (50 оконечных средств - блоков передачи речевой информации, с использованием БСМС-VT 400 исп.У, БСМС-VT 200 исп.У).".
- п.21 "Требования к сопряжению" указано: "все системы оповещения населения должны программно и технически сопрягаться;при сопряжении систем оповещения населения должен использоваться единый протокол обмена информацией (стандартное устройство сопряжения);
_. Все требования к сопряжению выполняются согласно Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" и ГОСТа Р 42.3.01-2021 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования".
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При обосновании своих требований Заказчик ссылался на нормативно-правовые акты 2020 и 2021года.
21.11.2012 г. был заключен государственный контракт N 3488 (протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 06.11.2012 года N 2212- 2//26135/0318200063912003488) на выполнение работ по созданию системы экстренного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (Приложение 1) министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края и ООО "ТЕКОС", ИНН 2310035399. По результатам выполнения вышеуказанного государственного контракта на территории муниципального образования город Краснодар была создана системы экстренного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Аукцион на создание вышеуказанной системы экстренного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации был проведен до появления Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", являвшегося основанием для создания КСЭОН.
Согласно п. 5 Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 N 578/365 (зарегистрирован в Минюсте России 26.10.2020 регистрационный N 60567) Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Таким образом, созданная по государственному контракту от 21.11.2012 г. N 3488 система экстренного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации не является КСЭОН и к ней не могут применяться требования действующего законодательства, регулирующие КСЭОН.
В своих Разъяснениях Заказчик отказался предоставлять проектную документацию на уже имеющиеся системы оповещения населения, в том числе КСЭОН, а также акты их ввода в эксплуатацию.
Согласно п. 5. Приложения N1 Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 N 578/365 (зарегистрирован в Минюсте России 26.10.2020 регистрационный N 60567) "_при сопряжении систем оповещения населения должен использоваться единый протокол обмена информацией (стандартное устройство сопряжения)".
На данный момент единый протокол обмена информацией (стандартное устройство сопряжения) МЧС России не создан.
Согласно п. 5.1.8.2 ГОСТ Р 42.3.01-2021 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования" Программно-техническое сопряжение технических средств оповещения различных производителей должно быть подтверждено актом совместных испытаний с участием представителей федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и полномочных представителей предприятий - изготовителей технических средств оповещения.
Указанный Заказчиком в Задании программно-аппаратный комплекс "СтрелецМониторинг", управляющий именуемой Заказчиком системой КСЭОН, не является техническим средством оповещения, не проходил приемочные испытания МЧС России, не имеет сертификата соответствия ГОСТ Р 42.3.01-2021 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования" и не рекомендован к использованию при создании систем оповещения населения любых уровней.
Программно-аппаратный комплекс "Стрелец-Мониторинг" не включен в справочник "Технические средства оповещения", содержащий информацию о серийно выпускаемых российскими предприятиями комплексах технических средств оповещения, прошедших приемочные испытания с участием МЧС России, предназначенных для создания и реконструкции (развития) систем оповещения населения на территории Российской Федерации.
Таким образом, невозможно провести в соответствии с нормативно-правовыми актами 2020 и 2021 года сопряжение проектируемой системы оповещения населения с системой, построенной в 2012 году, именуемой Заказчиком как КСЭОН, но являющейся системой экстренного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку она не соответствует требованиям ГОСТ Р 42.3.01-2021 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования".
Заказчик необоснованно требует сопряжение оборудования, не являющегося техническим средством оповещения, не соответствующего ГОСТ Р 42.3.01-2021 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования", с проектируемой системой по нормам и в соответствии с этим же ГОСТом.
При этом, Заказчик не указал характеристики оборудования КСЭОН, не представил проектную документацию на создание КСЭОН, не конкретизировал состав и технические характеристики оборудования, с которым необходимо произвести сопряжение. Таким образом, состав работ Заказчиком не определен, а участники закупки не имеют возможности рассчитать стоимость работ и сформировать обоснованное предложение.
В "Задании на проектирование" Заказчиком установлено:
- п.9 "Особые условия проектирования" указано: "Согласование использования площадей, аренду каналов связи и получение технических условий на присоединение к электросетям производит Подрядчик".
Пункт 3 Задания на проектирование "Основание для проектирования" содержит ссылку на постановление Правительства РФ от 22.05.2008 N 381 "О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей".
Согласно п. 4 вышеуказанного Постановления, "В целях предоставления участков Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (его территориальные органы) обращается в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в организации с заявлением о предоставлении участка".
Указанный документ регулирует взаимоотношения МЧС России с третьими лицами, но никак не предоставляет проектировщикам права и возможности проводить согласования использования площадей, аренду каналов связи и получение технических условий на присоединение к электросетям.
Состав и количество работ Заказчиком не определены, не определены места размещения технических средств оповещения, не определен результат выполнения работ, поскольку Заказчик не ссылается на нормативно-правовые акты и не определяет какой документ в качестве результата отвечает требованию "согласовать". Исходя из этого, участники закупки не имеют возможности рассчитать стоимость работ и сформировать обоснованное предложение.
В п. 23 Задания "Требования к средствам оповещения" Особые условия проектирования Заказчик указал: "Для средств оповещения должно быть представлено экономическое обоснование использования в проектируемой МСО технических средств, с подтверждением экономической нецелесообразности использования иных технических устройств".
Ни один из нормативно-правовых актов, указанных в Задании не содержит не только требований о подготовке в ходе проектно-изыскательских работ "экономического обоснования использования в проектируемой МСО технических средств, с подтверждением экономической нецелесообразности использования иных технических устройств", но и не содержит понятий "экономическое обоснование использования технических средств" и "экономическая нецелесообразность использования иных технических устройств".
Кроме того, Заказчик не указал в соответствии с какими нормативно-правовыми актами необходимо выполнить данные работы, каковы должны быть критерии оценки, какие методики оценки должны быть применены.
Из пояснений, представленных уполномоченным органом следует, что на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, 11.04.2022, не подано ни одной заявки на участие в электронном аукционе. На основании п. 3) ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион (извещение N 0318300119422000414) признан несостоявшимся, что отражено в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.04.2022 г.
На основании п.3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Южный центр технологий безопасности" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ МО город Краснодар "Единая дежурно-диспетчерская служба" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300119422000414).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 апреля 2022 г. N 241/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2022