Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<------->;
Членов Комиссии:
<------->;
<------->,
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Заказчика, должным образом уведомленным о месте и времени рассмотрении жалобы, представителя не представлено,
рассмотрев жалобу ООО "Техноимпорт" на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "СОКБ" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставка медицинских изделий (Кроватей медицинских функциональных двухсекционных), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий", начальная (максимальная) цена контракта - 2 657 000,00 рублей (извещение N 0190200000322002335) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что извещение о проведении закупки противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на Официальном сайте;
2) Дата и время начала срока подачи заявок - 15.03.2022 08:40 (МСК+2);
3) Дата и время окончания срока подачи заявок - 12.04.2022 09:00 (МСК+2);
4) Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 12.04.2022;
5) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 14.04.2022;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует:
1. Совокупность установленных заказчиком характеристик к закупаемому товару соответствует только товару одного производителя, при этом при описании объекта закупки использованы характеристики не в соответствии с установленным КТРУ.
2. Заказчиком необоснованно не применено постановление Правительства N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчик, Уполномоченный орган представили в управление мотивированные возражения на жалобу Заявителя согласно которым, с доводами жалобы они не согласны, считают, что при описании объекта закупки действовали в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В отношении первого довода Заявителя:
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Учитывая изложенное, заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пп. "а" п. 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с извещение о проведении закупки, объектом закупки является поставка медицинских изделий (Кроватей медицинских функциональных двухсекционных), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Заказчиком при описании объекта закупки использован КТРУ 32.50.50.190-00002320 "Кровать больничная".
Из довода жалобы Заявителя следует, что описанный Заказчиком установлены следующие характеристики:
1. Бесступенчатая пневматическая регулировка положений Тренделенбург и Антитренделенбург с помощью газовых пружин, при этом указанная позиция КТРУ, предложенная Заказчиком, содержит описание объекта закупки, которыми обязательно должен обладать Товар, а именно Тип: Электрический. Однако, Заказчик не выбрал из предложенных позиций описание Тип регулировки секций, что приводит участников в замешательство. Так как Тренделенбург и Антитренделенбург должен быть механическим, что не соответствует описанию позиции по КТРУ.
С указанной позицией Заявителя Комиссия не согласна в виду того, что по позиции КТРУ 32.50.50.190-00002320 отсутствует такая характеристика как "регулировка положений Тренделенбург и Антитренделенбург", а имеется только лишь не обязательная для применения характеристика "Положение Тренделенбурга/антиТренделенбурга", что не является тождественным, в связи с чем при необходимом обосновании использования такой характеристики, Заказчик имеет право в установлении дополнительных характеристик закупаемого им товара.
2. Каркас ложа изготовлен из металлической трубы круглого сечения. Заказчик в нарушение ПП 145 обосновывал дополнительные характеристики общедоступными фразами и формально. Более того, Указанные технические параметры никаким образом не влияют на эксплуатационные свойства кровати, и её использование медицинскими сотрудниками заказчика.
С указанной позицией Заявителя Комиссия так же не может согласится в виду того, что по позиции КТРУ отсутствует такая характеристика как "Каркас ложа", в связи с чем при необходимом обосновании использования такой характеристики, Заказчик имеет право в установлении дополнительных характеристик закупаемого им товара, при этом Комиссия сообщает, что ни Закон о контрактной системе, ни другие нормативно-правовые документы не содержат требований к форме обоснования.
3. Тип Двухсекционная. Указанная позиция КТРУ содержит характеристику Трехсекционная, при этом данная характеристика является обязательной для применения.
С указанной позицией Заявителя Комиссия полностью согласна, так как Заказчиком, в соответствии с извещением о проведении закупки, предполагается к поставке Кровати медицинские функциональные двухсекционные. В соответствии с Приложением N1 к извещению о проведении закупки "Описание объекта закупки", в графе 1 указано "Кровать медицинская функциональная двухсекционная". В соответствии с Приложением N1.1 к извещению о проведении закупки, в строке 7 "Количество секций кровати, шт" указано не менее 2, что само по себе противоречит объекту закупки, предполагающий поставку товара только с двумя секциями.
В соответствии с позицией КТРУ 32.50.50.190-00002320, выбранной Заказчиком, установлена обязательная для применения характеристика "Тип кровати больничной" - Трехсекционная, по которой не предусмотрен выбор, либо изменение показателя.
Из возражений Заказчика следует, что Заказчиком при составлении описания объекта закупки допущена опечатка, а необходимый им товар должен соответствовать установленной позиции КТРУ, то есть трехсекционная кровать, что не может быть принято Комиссией, как аргумент соответствия описания объекта закупки требованиям КТРУ выбранным Заказчиком, так как из совокупности описанных требований к товару, а именно наименование объекта закупки в извещении, наименование в Приложении N1 и характеристика в Приложении N 1.1 позволяет сделать вывод о полной возможности поставки товара с двумя секциями, что в свою очередь напрямую нарушают требования п. 4 Привил.
Кроме того Комиссия отмечает, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.04.2022 NИЭА1, в связи с тем, что членами комиссии по осуществлению закупок принято решение о соответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, только одной заявки на участие в ней, на основании пункта 2 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.
Проверив заявку участника N 111677359, которая Единой комиссией признана соответствующей требованиям установленным извещением об осуществлении закупки, установлено, что данная заявка подана ООО "УРОГИН +". В своей заявке ООО "УРОГИН +" указывает, что к поставке планируется кровать медицинская функциональная секционной конструкции "Ставро-Мед" с характеристикой по позиции 7 - с двумя секциями, что в свою очередь, исходя из возражений Заказчика о допущенной им опечатке, полностью не будет соответствовать необходимой Заказчику потребности, в результате чего, Заказчик получит ненужный ему товар.
Также, устанавливая такое требование как наличие каркас ложа изготовленного из металлической трубы круглого сечения, по мнению Заявителя, под данную характеристику может быть поставлен товар только производителя ООО "Айболит-2000", а именно кровать функциональная модели КФ-280, так как только у данного производителя имеется такой каркас ложа. На заседании Комиссии Заявитель не отрицал тот факт, что на рынке имеются и другие производители аналогичных моделей кровати, однако только у ООО "Айболит-2000" каркас ложа выполнен из трубы круглого сечения.
Из довода жалобы Заявителя установлено, что описание объекта закупки соответствует двум производителям, а именно ООО "СтавроМед" - Россия и Группы компаний "Lojer" - Финляндия.
Проанализировав полученные от Заказчика коммерческие предложения Комиссией установлено, что все они содержат предложения к поставке медицинских функциональных кроватей модели КФ-280-Э.
Комиссией был проанализирован рынок производителей ООО "СтавроМед" (https://stavromed.ru/ru/products/krovati/seriya-280-elektro/), Группы компаний "Lojer" (https://www.lojer.com/ru/healthcare/tables-beds-and-chairs/hospital-beds /merivaara-futura-plus-hospital-bed) и ООО "Айболит-2000" (https://aybolit2000.ru/products/meditsinskaya-mebel-i-medtekhnika/krovat i-meditsinskie-funktsionalnye-krovati-dlya-palat/krovat-funktsionalnaya-k f-280/), в результате чего установлено, что у производителей ООО "СтавроМед" и Группы компаний "Lojer" отсутствует на медицинских кроватях данной модели каркас ложа выполненный из трубы круглого сечения. Обратного Заказчиком Комиссии не доказано.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не соответствуют пункту 4 Правил, нарушают части 6 статьи 23 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
В отношении второго довода Заявителя:
В соответствии со ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 (ред. от 17.02.2022) "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102) Правительством Российской Федерации утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно позиции КТРУ 32.50.50.190-00002320 выбранной и установленной Заказчиком при осуществлении рассматриваемой закупки, установлено, что в состав данной позиции каталога, при ее формировании в соответствии с правилами формирования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, включены следующие коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2):
- 32.50.50.000 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие";
- 32.50.30.110 "Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части";
- 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки".
Согласно Перечню N 1 к Постановлению N102 в него включена позиция ОКПД2 - 32.50.30.110, которая в свою очередь включена и в позицию каталога КТРУ 32.50.50.190-00002320, в связи с чем Заказчиком должно было применено положение Постановления N 102.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего ограничения и условия допуска в соответствии с Постановлением N 102, нарушают ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленные в действиях Заказчика нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия считает, что имеются основания для выдачи предписания.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техноимпорт" на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "СОКБ" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставка медицинских изделий (Кроватей медицинских функциональных двухсекционных), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий", начальная (максимальная) цена контракта - 2 657 000,00 рублей (извещение N 0190200000322002335) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика (с учетом функций, осуществляемых Уполномоченным органом при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Заказчиков) - обеспечить уведомление должностного лица, действовавшего от имени заказчика при формировании с использованием единой информационной системы, подписавшего усиленной электронной подписью и разместившего в единой информационной системе в соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки (извещение N 0190200000322002335) о необходимости представить в срок до 15.08.2022 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- документы подтверждающие подписание усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика извещения об осуществлении закупки;
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты (при наличии);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица -назначается на 16.08.2022 в 17 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии: <------->
Члены Комиссии: <------->
<------->
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15 апреля 2022 г. N 089/06/33-329/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2022