Основания для проведения проверки: статья 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление N1576), приказ Белгородского УФАС России от 07.04.2022 N 149, информация о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поступившая от ИП Данилова С.В.
Инспекция Белгородского УФАС России, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 07.04.2022 N 149, в составе:
в присутствии представителей заказчика - Администрация Белгородского района (доверенность N 50-290исх от 12.04.2022), (доверенность N 50-294исх от 12.04.2022), заявителя ИП Данилова С.В., проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку отечественных операционных систем и офисного программного обеспечения для нужд администрации Белгородского района (закупка N 0126300029122000289) (далее - Электронный аукцион).
УСТАНОВИЛА:
04.04.2022 в Белгородское УФАС России нарочно (вх. N 1291) поступило обращение ИП Данилова С.В. на действия заказчика при проведении Электронного аукциона.
Из обращения следует, что извещение об осуществлении Электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. А именно, заявитель полагает, что совокупности всех требований, установленных техническим заданием, соответствует только один офисный продукт "Р7-офис".
Инспекция, проведя в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе и Постановлением N1576 внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 25.03.2022 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями.
Объект закупки - поставка отечественных операционных систем и офисного программного обеспечения для нужд администрации Белгородского района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 576 300,00 рублей.
На момент вынесения решения по результатам проведения внеплановой проверки по результатам Электронного аукциона контракт не заключен.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пунктами 1 - 23 части 1 настоящей статьи.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
Как следует из части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Согласно извещению об осуществлении электронного аукциона заказчиком, с целью защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей, установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N 1236).
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил использования КТРУ, с указанной в ней даты обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Однако пунктом 5 Правил использования каталога предусмотрено, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию об аукционе такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Согласно пункту 13 Правил формирования каталога в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе включаются, в том числе потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики.
Объекту закупки соответствует позиция из КТРУ 58.29.11.000 - встроенное программное обеспечение телекоммуникационного оборудования, однако в каталоге отсутствуют описание и обязательные характеристики по данному товару.
Согласно письму Министерства финансов РФ от 23.03.2020 N 24-06-07/22512 в случае, если в КТРУ не сформировано описание товара в соответствии с пунктом 13 Правил формирования каталога, заказчик использует при осуществлении закупки позицию каталога и при этом самостоятельно осуществляет описание закупаемого товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги), а предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Заявитель ИП Данилов С.В. в своем обращении утверждает, что требованиям извещения об осуществлении Электронного аукциона соответствует исключительно программное обеспечение "Р7-офис" и предлагает к использованию иное программное обеспечение - "Мой офис".
Заказчиком были даны пояснения, что в соответствии с Приказом Минкомсвязи России "Об утверждении методических рекомендаций по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения" от 20.09.2018 N 486 утвержден план-график перехода органов местного самоуправления Белгородской района на использование отечественного офисного программного обеспечения на период с 2021 года по 2023 год.
Также, заказчик пояснил, что в 2021 году уже приобретались лицензии программного обеспечения Р7-офис, в связи с чем, в 2021 году более 90 процентов сотрудников администраций муниципальных районов и городских округов, сотрудников органов исполнительной власти и подведомственных учреждений прошли обучение на базе образовательной платформы по программе "Р7-офис: отечественное офисное программное обеспечение". О проведении данного регионального проекта свидетельствует информационное письмо первого заместителя Губернатора Белгородской области - начальника департамента цифрового развития белгородской области от 19.10.2021 N 12-04/1038 (копия приложена в материалы дела).
Исходя из описания объекта закупки поставка отечественных операционных систем и офисного программного обеспечения для нужд администрации Белгородского района заказчиком были установлены такие требования, как работа с pdf-файлами, изменение и редактирование таблиц, изменение диаграмм, которые в соответствии с постановление Правительства РФ от 23.03.2017 N 325 "Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных" выходят за рамки описания объекта закупки.
Однако, как следует из письменного пояснения заказчика, для него эти функции являются важными в работе офисного редактора.
Исходя из пункта 1 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Также Заказчиком был проведен сравнительный анализ функций офисных редакторов "Мой офис" и "Р7-офис", из которого следует, что такие функции как: возможность выровнять высоту строк и ширину столбцов в таблице; возможность изменить направление текста в ячейке таблицы; вставка диаграмм, гистограмм, графиков, с возможностью их последующего редактирования, а также группировка объектов невозможны в текстовом редакторе программного обеспечения "Мой офис", в то время как в офисном редакторе Р7-офис присутствуют. Из пояснений заказчика также следует, что большая часть документов подготавливаемых в офисных редакторах Microsoft Office, производится в формате doc, которые также поддерживаются Р7-офис. В тоже время такие функции, как изменение положения легенды, подписи шкал и шкал диаграмм, добавление текстового "водяного знака" и возможность его редактирования вовсе отсутствуют в офисном редакторе "Мой офис".
Требования документации об Электронном аукционе в равной степени распространены на всех участников закупки.
Объектом Электронного аукциона является поставка находящегося в свободном обращении товара, в связи с чем, участвовать в указанном аукционе может любое лицо, готовое поставить товар, соответствующий положениям извещения о проведении Электронного аукциона и удовлетворяющий потребностям заказчика.
В ходе рассмотрения дела, Инспекцией было установлено, что согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.04.2022 NИЭА1 на участие в Электронном аукционе было подано 5 заявок, все допущены.
При таких обстоятельствах, Инспекция приходит к выводу, что требования, установленные заказчиком к техническим характеристикам товара и указанные в техническом задании не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Инспекция принимает решение на основании представленных документов и сведений.
При таких обстоятельствах, довод заявителя о том, что в техническом задании нарушены положения действующего законодательства РФ, которые ведут к ограничению конкуренции, является необоснованным.
Учитывая выше изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Данилова С.В. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 20 апреля 2022 г. N 45 (ключевые темы: электронный аукцион - государственные и муниципальные нужды - контрактная система в сфере закупок - участники закупок - компьютер)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2022