Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Нутритек Кострома" (далее - ООО "Нутритек Кострома"): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская республиканская клиническая больница" (далее также - ГБУ РС (Я) "ЯРКБ", заказчик): ..., ... (представители по доверенностям);
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение): ... (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Нутритек Кострома" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская Республиканская клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку начальных молочных смесей (извещение N 0816500000622004568), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Нутритек Кострома" на действия заказчика.
Из сути жалобы ООО "Нутритек Кострома" следует, что:
1) Заказчиком не установлено требование к применению национального режима для закупки.
2) В техническом задании заказчика указаны конкретные характеристики, между тем заказчиком размещено ненадлежащее обоснование использования заявленных требований.
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения представитель уполномоченного учреждения пояснил, что с жалобой не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Нутритек Кострома" частично обоснованной по следующим основаниям.
1. Довод жалобы в части того, что Заказчиком не установлено требование к применению национального режима для закупки, признан необоснованным на основании следующего.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные правила использования указанного каталога определены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, утв. Постановлением Правительства РФ N 145).
Пункт 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145), с изменениями и дополнениями от: 6 октября 2017 г., 27 декабря 2019 г., 16 апреля, 30 июня, 24 ноября 2020 г., 28 августа 2021 г. гласит: "Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения".
В приложении 1. Описание объекта закупки на поставку начальных молочных смесей указан код КТРУ: 10.86.10.133-00000002, что соответствует объекту закупки.
КТРУ формируется на основании ОКПД2. В позицию КТРУ включается код каталога, который формируется на основе ОКПД2, в данном случае 10.86.10.133.
Руководствуясь письмом Минфина России от 05.08.2019 г. N 24-01-08/58632: "Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент) рассмотрев обращение по вопросу применения положений приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н), сообщает следующее:
Приказом N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указанных в приложении к Приказу N 126н (далее - Приложение).
Приложение содержит перечень товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд с указанием Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД2), и наименования таких товаров.
При этом отмечаем, что в случае указания в Приложении кода ОКПД2, состоящего из трех цифровых знаков (подкласс), положения Приказа N 126н распространяются на все позиции, включенные в соответствующий подкласс кода ОКПД2.
Согласно примечанию к Приложению при применении увязанного приложения следует руководствоваться как кодом в соответствии с (ОКПД2), так и указанным наименованием товара.
А также имеются изменения, что приказом Минфина России от 22.01.2019 N 10н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", зарегистрированном в Минюсте России 04.04.2019 N 54278, внесены изменения, согласно которым вышеуказанное примечание к Приложению исключается. Кроме того, отмечаем, что условия допуска, установленные Приказом N 126н, применяются исключительно в отношении товаров, указанных в Приложении".
В новой редакции от 25.03.22 года Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Приложение 1), код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности - 10.86.10.133 из перечня исключен, следовательно заказчиком правомерно не установлено требование к применению национального режима для закупки.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
2. Довод жалобы в части того, что в техническом задании заказчика указаны конкретные характеристики, между тем заказчиком размещено ненадлежащее обоснование использования заявленных требований, признан обоснованным на основании следующего.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Исходя из норм части 1 статьи 12 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к объекту закупки. Вследствие этого заказчик самостоятельно, руководствуясь требованиями действующего законодательства, устанавливает в документации об аукционе требования к техническим, функциональным и качественным характеристикам товара, которые отражают специфику деятельности Заказчика, включая наличие соответствующих материально-технических ресурсов, и обеспечивают эффективное расходование бюджетных средств.
В Описании объекта закупки установлено следующее:
N п/п |
Наименование товара и наименование характеристики товара |
Минимальное значение |
Максимальное значение |
Значение по позиции КТРУ |
Единица измерения значения характеристики (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ) |
Единица измерения товара |
Количество товара |
Код позиции КТРУ |
1 |
Начальная молочная смесь для детского питания |
|
|
|
|
кг |
20,4 |
10.86.10.133-00000002 |
1.1 |
Вид смеси |
|
|
Пресная |
|
|
|
|
1.2 |
Форма выпуска смеси |
|
|
Сухая |
|
|
|
|
1.3 |
Показатели пищевой ценности (на 100 мл готового к употреблению продукта): |
|
|
|
|
|
|
|
1.3.2 |
Линолевая кислота |
530,00 |
650,00 |
|
мг |
|
|
|
1.3.3 |
Таурин |
4,40 |
5,20 |
|
мг |
|
|
|
1.3.4 |
кальций |
44,00 |
52,70 |
|
мг |
|
|
|
1.3.5 |
магний |
4,00 |
5,40 |
|
мг |
|
|
|
1.4 |
медь |
40,00 |
50,00 |
|
мкг |
|
|
|
1.4.1 |
токоферол (Е) |
0,76 |
0,93 |
|
мг |
|
|
|
1.4.2 |
тиамин (В1) |
52,00 |
70,00 |
|
мкг |
|
|
|
1.4.3 |
фолиевая кислота (Вс) |
7,20 |
10,00 |
|
мкг |
|
|
|
2 |
Начальная молочная смесь для детского питания |
|
|
|
|
кг |
320 |
10.86.10.133-00000002 |
2.1 |
Вид смеси |
|
|
Пресная |
|
|
|
|
2.2 |
Форма выпуска смеси |
|
|
Сухая |
|
|
|
|
2.3 |
Показатели пищевой ценности (на 100 мл готового к употреблению продукта): |
|
|
|
|
|
|
|
2.3.1 |
Белок |
1,24 |
1,40 |
|
г |
|
|
|
2.3.2 |
Жир |
3,20 |
3,58 |
|
г |
|
|
|
2.3.3 |
Углеводы |
7,30 |
7,45 |
|
г |
|
|
|
2.3.4 |
Таурин |
4,65 |
5,20 |
|
мг |
|
|
|
2.3.5 |
кальций |
42,60 |
52,00 |
|
мг |
|
|
|
2.3.6 |
фосфор |
25,17 |
29,00 |
|
мг |
|
|
|
2.3.7 |
магний |
5,10 |
5,68 |
|
мг |
|
|
|
3 |
Начальная молочная смесь для детского питания |
|
|
|
|
кг |
10 |
10.86.10.133-00000002 |
3.1 |
Вид смеси |
|
|
Кисломолочная |
|
|
|
|
3.2 |
Форма выпуска смеси |
|
|
Сухая |
|
|
|
|
3.3 |
Показатели пищевой ценности (на 100 мл готового к употреблению продукта): |
|
|
|
|
|
|
|
3.3.1 |
фосфор |
21,00 |
33,00 |
|
мг |
|
|
|
3.3.2 |
селен |
1,40 |
2,50 |
|
мкг |
|
|
|
3.3.3 |
тиамин (В1) |
60,00 |
70,60 |
|
мкг |
|
|
|
3.3.4 |
рибофлавин (В2) |
70,60 |
120,00 |
|
мкг |
|
|
|
3.3.5 |
ниацин (РР) |
540,00 |
605,00 |
|
мкг |
|
|
|
3.3.6 |
цианкобаламин (В12) |
0,15 |
0,20 |
|
мкг |
|
|
|
При этом, Описанием объекта закупки также предусмотрено, что при составлении описания объекта закупки Заказчик руководствовался статьей 33 Закона о контрактной системе и использовал уточненные показатели в пределах стандартных значений Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), Технического регламента Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (ТР ТС 027/2012).
ТР ТС 033/2013, Технический регламент Таможенного союза о безопасности молока и молочной продукции") "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", а именно приложением N12 установлены показатели, позволяющие определить допустимый уровень тех или иных компонентов согласно требованиям ТР ТС 033/2013, данные показатели варьируются от минимального до максимального значения, либо установлены нижние или верхние границы показателя, между тем, заказчиком в описании объекта закупки установлены конкретные показатели.
Поскольку заказчиком установлены показатели товара отличные от ТР ТС 033/2021, в Описании объекта закупки содержится также обоснование необходимости данных показателей.
Так, из указанного обоснования следует, что при разработке технических характеристик объекта закупки Заказчик руководствовался следующими нормативными актами и методическими рекомендациями:
- Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации (Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08);
- Письмо Министерство здравоохранения с социального развития Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 15-3/691-04;
- Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ, утвержденной на XVI Съезде педиатров России.
По характеристикам, указанным в КТРУ невозможно в полной мере определить соответствие товара, в связи с этим Заказчиком принято решение детализировать параметры, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик товара, в целях обеспечения к поставке товара надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребности Заказчика.
При проведении анализа рынка продуктов для питания детей раннего возраста были установлены ряд производителей, выпускающих адаптированные молочные смеси, молочные напитки, специализированные, лечебные и лечебно-профилактические смеси, ингредиентный состав которых удовлетворяет заявленным требованиям к техническим характеристикам продукта.
Между тем, Комиссия Якутского УФАС России, ознакомившись указанным обоснованием объекта закупки, приходит к выводу, что предусмотренное Законом о контрактной системе требование о наличии в документации о закупке обоснования использования нестандартных показателей товара Заказчиком исполнено ненадлежащим образом. Указанное обоснование не является предметным, в достаточной степени детализированным, не раскрывает действительные потребности заказчика.
При этом, заказчиком в обосновании также установлено следующее:
"Требование к наличию пробиотиков и пребиотиков установлено исходя из потребностей заказчика в обеспечении питанием детей, с учетом рекомендаций Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ, утвержденной на XVI Съезде педиатров России.
Пробиотики - бифидобактерии и лактобациллы - позволяют более эффективно формировать кишечную микрофлору ребенка. Современные технологии позволяют обеспечивать сохранность микроорганизмов в продуктах на протяжении всего срока годности. Назначение смеси с пробиотиком положительно влияло на состав кишечной микробиоты младенцев, оптимизировало секреторный иммунный ответ, поддерживало физиологические взаимоотношения нормальной кишечной микрофлоры и местного иммунитета у детей.
Пребиотические пищевые волокна, способствуют усилению защитных функций кишечника, что очень важно при назначении антибактериальной терапии, а также экономически выгодно наличие пребиотических волокон в детском питании, нет необходимости закупать пребиотические лекарственные препараты. Пребиотики способствуют правильному развитию флоры желудочно-кишечного тракта, естественному формированию иммунитета, снижению риска возникновения инфекций."
Между тем, в Описании объекта закупки отсутствует требование к наличию пробиотиков и пребиотиков.
Из пояснений представителей заказчика следует, что вышеуказанные положения обоснования установлены в связи с технической ошибкой, так как Описанием объекта закупки не предусмотрено требование к наличию пробиотиков и пребиотиков.
Ввиду этого Комиссия Якутского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, довод жалобы признан обоснованным.
Вместе с тем, на заседание комиссии заказчиком представлено подтверждение (Сравнительная таблица) того, что характеристики которые указаны в Описании объекта закупки подходят к товару как минимум троих производителей по каждой позиции Описания объекта закупки, на основании чего Комиссия Якутского УФАС России делает вывод об отсутствии ограничения участников закупки.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие требования к товару, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям и удовлетворяли бы всех потенциальных участников закупки.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
В связи с вышеуказанным, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Нутритек Кострома" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская Республиканская клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку начальных молочных смесей (извещение N 0816500000622004568) частично обоснованной. Довод в части того, что в техническом задании заказчика указаны конкретные характеристики, между тем заказчиком размещено ненадлежащее обоснование использования заявленных требований, признан обоснованным.
2. Признать заказчика ГБУ РС (Я) "ЯРКБ" при проведении электронного аукциона на поставку начальных молочных смесей (извещение N 0816500000622004568) нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки, предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 апреля 2022 г. N 014/06/59-477/2022о
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2022