Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Нутритек Кострома" (далее - ООО "Нутритек Кострома"): <_> , <_> (представители по доверенности);
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская республиканская клиническая больница" (далее также - ГБУ РС (Я) "ЯРКБ", заказчик): <_>, <_> (представители по доверенностям);
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение): <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Нутритек Кострома" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская Республиканская клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку детских смесей специализированных (извещение N081650000022004770), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Нутритек Кострома" на действия заказчика.
Из сути жалобы ООО "Нутритек Кострома" следует, что в техническом задании заказчика размещено ненадлежащее обоснование использования заявленных требований.
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения представитель уполномоченного учреждения пояснил, что с жалобой не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Нутритек Кострома" обоснованной по следующим основаниям.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Исходя из норм части 1 статьи 12 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к объекту закупки. Вследствие этого заказчик самостоятельно, руководствуясь требованиями действующего законодательства, устанавливает в документации об аукционе требования к техническим, функциональным и качественным характеристикам товара, которые отражают специфику деятельности Заказчика, включая наличие соответствующих материально-технических ресурсов, и обеспечивают эффективное расходование бюджетных средств.
В Описании объекта закупки установлено следующее:
N п/п |
Наименование товара и наименование характеристики товара |
Минимальное значение |
Максимальное значение |
Значение по позиции КТРУ |
Единица измерения значения характеристики (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ) |
Единица измерения товара |
Количество товара |
Код позиции КТРУ |
1 |
Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания |
|
|
|
|
кг |
320 |
10.86.10.192-00000002 |
1.1 |
Возрастная категория |
|
|
|
Месяц |
|
|
|
1.2 |
Степень гидролизации смеси |
|
|
Частично гидролизованная смесь |
|
|
|
|
1.3 |
Тип гидролизованного белка |
|
|
Белок молочной сыворотки |
|
|
|
|
1.4 |
Показатели пищевой ценности (на 100 мл готового к употреблению продукта): |
|
|
|
|
|
|
|
1.4.1 |
Углеводы |
7,50 |
7,78 |
|
г |
|
|
|
1.4.2 |
марганец |
12,50 |
13,00 |
|
мкг |
|
|
|
1.4.3 |
селен |
2,00 |
2,50 |
|
мкг |
|
|
|
1.4.4 |
пантотеновая кислота |
380,00 |
720,00 |
|
мкг |
|
|
|
1.4.5 |
холин |
5,10 |
7,50 |
|
мг |
|
|
|
2 |
Смесь безлактозная для детского питания с 0 месяцев |
|
|
|
|
кг |
48 |
10.86.10.195-00000001 |
2.1 |
Характеристика по КТРУ: |
|
|
Сведения отсутствуют |
|
|
|
|
2.2 |
Показатели пищевой ценности в 100 г продукции, готовой к употреблению |
|
|
|
|
|
|
|
2.2.1 |
Таурин |
4,30 |
5,30 |
|
мг |
|
|
|
2.2.2 |
L-карнитин |
0,90 |
1,30 |
|
мг |
|
|
|
2.2.3 |
Линолевая кислота |
14,20 |
17,00 |
|
% от суммы жирных кислот |
|
|
|
2.2.4 |
кальций |
48,40 |
55,00 |
|
мг |
|
|
|
2.2.5 |
фосфор |
30,00 |
32,00 |
|
мг |
|
|
|
2.2.6 |
цинк |
0,50 |
0,56 |
|
мг |
|
|
|
3 |
Смесь для детей с функциональным нарушением пищеварения |
|
|
|
|
кг |
24 |
10.86.10.191-00000007 |
3.1. |
Тип функционального нарушения |
|
|
Функциональные запоры |
|
|
|
|
3.2 |
Показатели пищевой ценности (на 100 мл готового к употреблению продукта): |
|
|
|
|
|
|
|
3.2.1 |
Углеводы |
6,80 |
7,40 |
|
г |
|
|
|
3.2.2 |
кальций |
44,00 |
50,00 |
|
мг |
|
|
|
3.2.3 |
железо |
0,40 |
0,78 |
|
мг |
|
|
|
3.2.4 |
селен |
1,50 |
2,10 |
|
мкг |
|
|
|
3.2.5 |
биотин |
1,20 |
1,50 |
|
мкг |
|
|
|
4 |
Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания |
|
|
|
|
кг |
36 |
10.86.10.192-00000003 |
4.1 |
Возрастная категория |
|
|
|
месяц |
|
|
|
4.2 |
Степень гидролизации смеси |
|
|
Полностью гидролизованная смесь |
|
|
|
|
4.3 |
Тип гидролизованного белка |
|
|
Белок молочной сыворотки |
|
|
|
|
4.4 |
Показатели пищевой ценности в 100 г продукции, готовой к употреблению |
|
|
|
|
|
|
|
4.4.1 |
Белок |
1,80 |
2,00 |
|
г |
|
|
|
4.4.2 |
Таурин |
5,30 |
5,40 |
|
мг |
|
|
|
4.4.3 |
L-карнитин |
1,00 |
1,30 |
|
мг |
|
|
|
4.4.4 |
Жир |
|
3,40 |
|
г |
|
|
|
4.4.5 |
Линолевая кислота |
- |
- |
|
% от суммы жирных кислот, не менее |
|
|
|
4.4.6 |
Линолевая кислота |
448,00 |
480,00 |
|
мг |
|
|
|
4.4.7 |
Углеводы |
7,00 |
7,30 |
|
г |
|
|
|
4.4.8 |
Энергетическая ценность |
66,00 |
68,00 |
|
ккал |
|
|
|
4.5 |
Минеральные вещества: |
|
|
|
|
|
|
|
4.5.1 |
кальций |
50,00 |
51,00 |
|
мг |
|
|
|
4.5.2 |
фосфор |
27,00 |
34,00 |
|
мг |
|
|
|
4.5.3 |
калий |
64,00 |
83,00 |
|
мг |
|
|
|
4.5.4 |
натрий |
18,00 |
33,00 |
|
мг |
|
|
|
4.5.5 |
магний |
5,00 |
8,00 |
|
мг |
|
|
|
4.5.6 |
медь |
0,04 |
0,05 |
|
мг |
|
|
|
4.5.7 |
железо |
0,66 |
0,77 |
|
мг |
|
|
|
4.5.8 |
цинк |
0,51 |
0,66 |
|
мг |
|
|
|
4.5.9 |
зола |
- |
- |
|
г |
|
|
|
4.6 |
Витамины: |
|
|
|
|
|
|
|
4.6.1 |
ретинол (A) |
51,00 |
70,00 |
|
мкг-экв |
|
|
|
4.6.2 |
токоферол (Е) |
1,00 |
1,10 |
|
мг |
|
|
|
4.6.3 |
кальциферол (Д) |
1,00 |
1,20 |
|
мкг |
|
|
|
4.6.4 |
тиамин (B1) |
|
50,00 |
|
мкг |
|
|
|
4.6.5 |
рибофлавин (B2) |
98,00 |
100,00 |
|
мкг |
|
|
|
4.6.6 |
пиридоксин (B6) |
50,00 |
56,00 |
|
мкг |
|
|
|
4.6.7 |
фолиевая кислота (Bc) |
8,10 |
8,80 |
|
мкг |
|
|
|
4.6.8 |
цианкобаламин (B12) |
0,18 |
0,20 |
|
мкг |
|
|
|
4.6.9 |
ниацин(PP) |
0,43 |
0,66 |
|
мг |
|
|
|
4.6.10 |
аскорбиновая кислота (С) |
8,80 |
9,20 |
|
мг |
|
|
|
4.6.11 |
Осмоляльность |
210 |
217,00 |
|
мОсм/кг |
|
|
|
При этом, Описанием объекта закупки также предусмотрено, что при составлении описания объекта закупки Заказчик руководствовался статьей 33 Закона о контрактной системе и использовал уточненные показатели в пределах стандартных значений Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), Технического регламента Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (ТР ТС 027/2012).
ТР ТС 033/2013, Технический регламент Таможенного союза о безопасности молока и молочной продукции") "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", а именно приложением N12 установлены показатели, позволяющие определить допустимый уровень тех или иных компонентов согласно требованиям ТР ТС 033/2013, данные показатели варьируются от минимального до максимального значения, либо установлены нижние или верхние границы показателя, между тем, заказчиком в описании объекта закупки установлены конкретные показатели.
Поскольку заказчиком установлены показатели товара отличные от ТР ТС 033/2021, в Описании объекта закупки содержится также обоснование необходимости данных показателей.
Так, из указанного обоснования следует, что при разработке технических характеристик объекта закупки Заказчик руководствовался следующими нормативными актами и методическими рекомендациями:
- Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации (Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08);
- Письмо Министерство здравоохранения с социального развития Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 15-3/691-04;
- Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ, утвержденной на XVI Съезде педиатров России.
По характеристикам, указанным в КТРУ невозможно в полной мере определить соответствие товара, в связи с этим Заказчиком принято решение детализировать параметры, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик товара, в целях обеспечения к поставке товара надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребности Заказчика.
При проведении анализа рынка продуктов для питания детей раннего возраста были установлены ряд производителей, выпускающих адаптированные молочные смеси, молочные напитки, специализированные, лечебные и лечебно-профилактические смеси, ингредиентный состав которых удовлетворяет заявленным требованиям к техническим характеристикам продукта.
Между тем, Комиссия Якутского УФАС России, ознакомившись указанным обоснованием объекта закупки, приходит к выводу, что предусмотренное Законом о контрактной системе требование о наличии в документации о закупке обоснования использования нестандартных показателей товара Заказчиком исполнено ненадлежащим образом. Указанное обоснование не является предметным, в достаточной степени детализированным, не раскрывает действительные потребности заказчика.
При этом, заказчиком в обосновании также установлено следующее:
"Требование к наличию пробиотиков и пребиотиков установлено исходя из потребностей заказчика в обеспечении питанием детей, с учетом рекомендаций Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ, утвержденной на XVI Съезде педиатров России.
Пробиотики - бифидобактерии и лактобациллы - позволяют более эффективно формировать кишечную микрофлору ребенка. Современные технологии позволяют обеспечивать сохранность микроорганизмов в продуктах на протяжении всего срока годности. Назначение смеси с пробиотиком положительно влияло на состав кишечной микробиоты младенцев, оптимизировало секреторный иммунный ответ, поддерживало физиологические взаимоотношения нормальной кишечной микрофлоры и местного иммунитета у детей.
Пребиотические пищевые волокна, способствуют усилению защитных функций кишечника, что очень важно при назначении антибактериальной терапии, а также экономически выгодно наличие пребиотических волокон в детском питании, нет необходимости закупать пребиотические лекарственные препараты. Пребиотики способствуют правильному развитию флоры желудочно-кишечного тракта, естественному формированию иммунитета, снижению риска возникновения инфекций."
Между тем, в Описании объекта закупки отсутствует требование к наличию пробиотиков и пребиотиков.
Из пояснений представителей заказчика следует, что вышеуказанные положения обоснования установлены в связи с технической ошибкой, так как Описанием объекта закупки не предусмотрено требование к наличию пробиотиков и пребиотиков.
Ввиду этого Комиссия Якутского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, жалоба признана обоснованной.
Вместе с тем, на заседание комиссии заказчиком представлено подтверждение (Сравнительная таблица) того, что характеристики которые указаны в Описании объекта закупки подходят к товару как минимум троих производителей по каждой позиции Описания объекта закупки, на основании чего Комиссия Якутского УФАС России делает вывод об отсутствии ограничения участников закупки.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие требования к товару, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям и удовлетворяли бы всех потенциальных участников закупки.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
В связи с вышеуказанным, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Нутритек Кострома" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская Республиканская клиническая больница" при проведении электронного аукциона поставку детских смесей специализированных (извещение N081650000022004770) обоснованной.
2. Признать заказчика ГБУ РС (Я) "ЯРКБ" при проведении электронного аукциона поставку детских смесей специализированных (извещение N081650000022004770) нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки, предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 апреля 2022 г. N 014/06/59-452/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2022