Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заказчика федерального казенного учреждения "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства (далее также - ФКУ Упрдор "Вилюй", заказчик): <_> , <_> (представители по доверенности);
в отсутствии:
заявителя общества с ограниченной ответственностью предприятие "ГРП" (далее - ООО "ГРП", заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев посредством web-видеоконференции жалобу ООО предприятие "ГРП" на действия (бездействия) заказчика ФКУ Упрдор "Вилюй" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по осуществлению строительного контроля по объекту капитального ремонта автомобильной дороги А-331 "Вилюй" Тулун - Братск - Усть-Кут - Мирный - Якутск на участке км 588+961 - км 608+331 в Республике Саха (Якутия), 1 этап (извещение N0316100000622000021), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО предприятие "ГРП" на заказчика.
Из сути жалобы ООО предприятие "ГРП" следует, что в конкурсной документации члена СРО, осуществляющего строительный контроль, должен быть уровень ответственности, соответствующий стоимости договора на строительство, а не договора на осуществление строительного контроля.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из представленных пояснений заказчика следует, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "ГРП" необоснованной на основании следующего.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ член СРО имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьи 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом СРО с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
В пункте 13 извещения о закупке установлены требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона 44-ФЗ:
"На основании ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом, в соответствии с ч.3 ст.55.6 Градостроительного кодекса РФ, член СРО должен быть зарегистрирован в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая СРО (за исключением случаев, установленных ч.3 ст.55.6 Градостроительного кодекса РФ).
СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст.55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.13 ст.55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Уровень ответственности участника закупки в компенсационном фонде возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, определенный в соответствии со взносом члена СРО на основании ч.12 ст.55.16 Градостроительного кодекса РФ, не может быть меньше, чем его предложение о цене государственного контракта.
Участник закупки должен являться лицом, в отношении которого не действует примененная саморегулируемой организацией мера дисциплинарного воздействия в виде приостановления права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства (ч.2 ст.55.15 Градостроительного кодекса РФ).
Все перечисленные выше требования не распространяются:
- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн. руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч.2.1 ст.52 Градостроительного кодекса РФ;
- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием в случаях, которые перечислены в ч.2.2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ."
В пункте 14 извещения установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ, а именно, выписка из реестра членов саморегулируемой организации, по форме, которая утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 г. N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Как следует из пояснений заказчика, в соответствии с пунктом части 1 и 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда, а также в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных части 2 и 4 статьи 55.4 ГрК РФ.
В соответствии с частями 10-13 статьи 55.16 ГрК РФ уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.
Исходя из совокупных норм материального права, уровень ответственности членов СРО должен соответствовать его предложению о цене контракта.
Законодательством о градостроительной деятельности не установлены особые требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим функции технического заказчика, в том числе к лицам, осуществляющим строительный контроль на основании договора. В этой связи к таким лицам предъявляются общие требования, установленные внутренними документами саморегулируемой организации с учетом минимальных квалификационных требований, определенных частью 6 статьи 55.5 ГрК РФ.
В свою очередь, следует принимать во внимание, что законодательство не устанавливает каких-либо специальных требований к лицу, осуществляющему строительный контроль, упоминая лишь о том, что при подрядном способе осуществления работ его осуществляет как сам подрядчик, так и застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или региональный оператор либо привлекаемый ими на основании договора индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо (пункта 2 статьи 53 ГрК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно части 2.1 статьи 53 ГрК РФ Правительством Российской Федерации могут быть установлены случаи, в которых по решению Правительства Российской Федерации строительный контроль при строительстве объектов транспортной инфраструктуры, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, или подведомственными указанным органам государственными учреждениями. Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение).
Согласно п.3 Положения строительный контроль проводится:
- лицом, осуществляющим строительство (подрядчик);
- застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (заказчик).
Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение контрольных мероприятий, направленных на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений (п.5 Положения).
Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, согласно п.6 Положения, включает проведение контроля за мероприятиями подрядчика, который в соответствии со ст.748 Гражданского кодекса вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Также согласно ст. 749 ГК РФ заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.
Заказчик в лице ФКУ Упрдор "Вилюй" является юридическим лицом, в предмет деятельности которого в соответствии с Уставом входит, помимо прочего, организация выполнения работ по содержанию (эксплуатации) автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, в том числе федеральных автомобильных дорог Р-504 "Колыма" и А-331 "Вилюй". Согласно ч.2 ст.53 ГрК РФ в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта строительный контроль проводится также лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Обжалуемые закупки проводятся заказчиком по данному основанию в целях заключения государственного контракта на оказание услуг по строительному контролю заказчика за счет затрат заказчика, путем привлечения индивидуальных предпринимателей или юридических лиц на основе договора на оказание услуг, без предоставления каких-либо полномочий по заключению контрактов от имени заказчика, что видно из положений проекта контракта (приложение 8 к извещению о закупке).
Согласно правовой позиции Минстроя России, изложенной в письме от 05.04.2018 N13789-ТБ/02 "О полномочиях саморегулируемых организаций", уровень ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции технического заказчика, определяется исходя из размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации или договорам строительного подряда, планируемых к заключению такими лицами от имени застройщика.
В данном случае можно считать, что ФКУ Упрдор "Вилюй" осуществляет по данным объектам капстроительства одновременно функции и заказчика, и застройщика, и технического заказчика. Контракты по всем видам работ на данных объектах капстроительства заключаются Управлением самостоятельно, так, например, заключенные контракты на проектно-изыскательские работы уже прошли государственную экспертизу (согласно сводному сметному расчету, средства на содержание технического заказчика в проекте не предусмотрены), на сайте ЕИС размещены извещения на строительно-монтажные работы и строительный контроль, заключаются контракты на проведение авторского надзора. Приемка выполненных работ производится специалистами Управления также самостоятельно, в том числе и по оказанию услуг по строительному контролю.
Лицо, заключающее контракт с заказчиком на строительный контроль, не участвует в контракте строительного подряда на весь объект, не имеет вознаграждения и прибыли от результата исполнения такого контракта, оно не может нести обязательства по нему (включая гарантийные по объекту в целом). Кроме того, лицо, осуществляющее строительный контроль не может влиять на подрядчика, выполняющего СМР, приостанавливать работы, отказывать в приемке работ (что как раз определяет функции технического заказчика), может только сообщить о нарушениях заказчику. В данном случае у участника закупки должен быть уровень ответственности члена СРО, соответствующий предложенной им стоимости контракта на осуществление непосредственно строительного контроля, а не по чужому контракту на выполнение работ по капитальному ремонту.
Таким образом, Комиссией Якутского УФАС в действиях заказчика по установлению требований к участникам закупки в извещении и электронных документах, приложенных к нему, нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Следовательно, жалоба ООО предприятие "ГРП" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
признать жалобу ООО предприятие "ГРП" на действия (бездействия) заказчика ФКУ Упрдор "Вилюй" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по осуществлению строительного контроля по объекту капитального ремонта автомобильной дороги А-331 "Вилюй" Тулун - Братск - Усть-Кут - Мирный - Якутск на участке км 588+961 - км 608+331 в Республике Саха (Якутия), 1 этап (извещение N 0316100000622000021) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 апреля 2022 г. N 014/06/54.1-458/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2022