Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), в следующем составе:
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя члена Комиссии;
- старшей государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Северо-Восточная компания прогресс" (далее также - ООО "СВК Прогресс", заинтересованное лицо, исполнитель): (представитель по доверенности);
от заказчика Администрация муниципального района "Усть-Майский улус" (далее также - АМР "Усть-майский улус", заказчик): (представители по доверенностям);
рассмотрев обращение, представленное заказчиком Администрацией муниципального района "Усть-майский улус" об участнике закупки ООО "СВК Прогресс" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на капитальный ремонт здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Белькачинская основная общеобразовательная школа" Усть-Майского улуса (района) РС(Я) (извещение N 0816500000622002168), действуя в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании пунктов 9, 10 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком Администрацией муниципального района "Усть-майский улус" об участнике закупки ООО "СВК Прогресс" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на капитальный ремонт здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Белькачинская основная общеобразовательная школа" Усть-Майского улуса (района) РС(Я) (извещение N 0816500000622002168).
Из обращения заказчика следует, что заинтересованное лицо было признано уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
28.02.2022 На электронную площадку http://roseltorg.ru передан документ "Проект контракта"
Начальная (максимальная) цена контракта составила 46 335 474,00 руб.
01.04.2022 Процедура заключения контракта N 08165000006220021680002 переведена на этап "Подписание поставщиком"
01.04.2022 Размещен документ "Проект контракта"
09.04.2022 От электронной площадки http://roseltorg.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта"
12.04.2022 Процедура заключения контракта N 08165000006220021680002 переведена на этап "Контракт не заключен"
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об участнике закупки ООО "СВК Прогресс" по следующим основаниям:
В силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпункт "а" пункт 2 часть 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в часть 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Исходя из части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьи 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пункт 1 часть 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пункт 2 часть 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пункт 1 часть 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с часть 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пункт 2 часть 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпункт "б" пункт 2 часть 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 частью 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 частью 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного часть 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных часть 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные часть 3 (за исключением случая, предусмотренного пункт 3 часть 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный часть 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункт 3 часть 3 настоящей статьи) и часть 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 01.04.2022 года, заявка участника закупки ООО "СВК Прогресс" признана соответствующей требованиям электронного аукциона, а также победителем закупки с предложением о цене контракта 46 335 474,00 руб.
01.04.2022 года заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" опубликован проект контракта.
Проект контракта размещен заказчиком на электронной площадке 01.04.2022. Регламентированный срок для подписания проекта контракта участником закупки (5 рабочих дня) до 09.04.2022.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Из пояснений представителя заинтересованного лица следует, что у ООО "СВК прогресс" не было умысла в уклонении от заключения контракта.
01.04.2022 г. На электронной площадке Заказчиком был размещён проект контракта с целью подписания ООО "СВК ПРОГРЕСС" его электронной цифровой подписью.
Из пояснений заинтересованного лица также следует, что предоставить обеспечение исполнения Контракта планировалось в виде Независимой гарантии, поскольку 2 305 189,00 руб. является внушительной суммой, которая отсутствовала на расчётном счёте компании к моменту подписания проекта контракта (что подтверждается выписками с лицевых счетов)
01.04.2022 г. Брокером заинтересованного лица было направлено несколько заявок в различные Банки на выпуск безотзывной Независимой гарантии, еще до планированной даты подписания проекта Контракта на электронной площадке.
04.04.2022 г. От банков поступили отказы в выпуске Независимой гарантии, которая предполагалась в качестве обеспечения исполнения действующего Контракта, что подтверждается скриншотом брокера.
05.04.2022 г. Брокером заинтересованного лица была направлена заявка в банк, а именно в ПАО "СовкомБанк" для выпуска Независимой гарантии, что подтверждается соответствующим скриншотом.
В последствии, представитель ПАО "СовкомБанк" направил в адрес заинтересованного лица проект Независимой гарантии для согласования с Заказчиком, предварительно одобрив заявку и направил счет на оплату комиссии за выпуск Независимой гарантии.
06.04.2022 г. Со стороны представителя ПАО "Совкомбанк" был получен проект Независимой гарантии N 2145989 для согласования с Заказчиком.
07.04.2022 г. Заинтересованное лицо незамедлительно направил проект Независимой гарантии на согласование действующему Заказчику по электронной почте на согласование, о чем свидетельствует соответствующий скриншот.
08.04.2022 г. ООО "СВК прогресс" оплатила комиссию за выпуск вышеуказанной Независимой гарантии, что подтверждается платежным поручением N141 на сумму: 191 000,00 руб.
В этот же день, от представителя ПАО "СовкомБанк" был получен отказ в выпуске Независимой гарантии на требуемую сумму 2 305 189.00 руб.
Таким образом, ввиду отказов в выпуске Независимой гарантии, отсутствием денежных средств в размере 2 305 189.00 руб. на расчётном счёте компании, заинтересованному лицу не удалось предоставить надлежащее обеспечение исполнения контракта, так и не состоялась по сей день.
12.04.2022 г. Заинтересованное лицо обратилось к Заказчику с письмом, в котором сообщало о том, что не имело намерений уклоняться от заключения Контракта.
В соответствии с пункт 14 Правил Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Изучив материалы дела, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к мнению, что действия ООО "СВК прогресс", приведшие к уклонению от заключения государственного контракта, вызваны не умыслом в уклонении от подписания контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078, Комиссия по результатам проверки факта уклонения участника закупки от заключения государственного контракта,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком Администрации муниципального района "Усть-майский улус" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) участника закупки общества с ограниченной ответственностью "Северо-Восточная компания прогресс" в связи с его уклонением от заключения контракта на поставку
капитальный ремонт здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Белькачинская основная общеобразовательная школа" Усть-Майского улуса (района) РС(Я) (извещение N 0816500000622002168) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) РФ не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 апреля 2022 г. N 014/06/104-521/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2022