Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Волховская межрайонная больница":
от Заявителя - ООО "Энзовин Нутришн":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4419 от 08.04.2022) на действия субъекта контроля при проведении электронного аукциона на поставку витаминно-минерального комплекса.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 01.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 84 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам как жалобы, поданной в Ленинградское УФАС, Заявитель считает, что отдельные характеристики товаров Заказчика подпадают только товар единственного производителя.
По мнению Общества, сумма показателей Технического задания ограничивает возможность поставки аналогичных товаров.
Кроме того, Заявитель считает, что Заказчиком составлено описание объекта закупки без учета требований ГОСТ 58040-2017.
Исходя из вышеприведенных доводов, Заявитель делает вывод, что Заказчиком установлены требования, исключающие возможность участия в данной закупке товара со схожими параметрами, следовательно, по мнению Заявителя, в действиях Заказчика содержатся признаки нарушения Закона о контрастной системе.
Проанализировав положения аукционной документации и потребности Заказчика, Комиссия Управления признала доводы Заявителя необоснованными на основании того, что Заявителем не учтено следующее.
Согласно положениям статьи 42, части 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчику предоставлено право самостоятельно принимать решение о способе определения поставщиков, содержании объекта закупки, установления функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, соответствующих потребностям Заказчика.
Заказчиком является: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Волховская межрайонная больница".
Объект закупки электронного аукциона: "Поставка витаминно-минерального комплекса".
Таким образом, объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Заказчик установил те требования и характеристики к закупаемому товару, которые могут в полной мере удовлетворить его потребности, исходя из опыта поставки, анатомической индивидуальности пациентов и необходимости достижения конкретной цели медицинской манипуляции.
По позиции N 1 Витаминно-минеральный комплекс 10.86.10.990 требование к характеристикам установлены в Описании объекта закупки:
Специализированный пищевой продукт диетического лечебного и диетического профилактического питания - Витаминно-минеральный комплекс (ВМК). Предназначен для применения у взрослых и детей с 3х лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд в составе диет лечебного питания с целью восполнения недостатка витаминов и минеральных веществ в медицинских организациях и в учреждениях социального обслуживания, Выпускается по ГОСТ Р 58040-2017. |
Наличие |
Одна порция ВМК в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.06.2013 N395н "Об утверждении норм лечебного питания" должна обеспечивать от 50% до 100% физиологической нормы суточного потребления витаминов и минеральных веществ. |
Наличие |
Внешний вид порошка ВМК |
Однородный порошок. Допускается наличие незначительного количества комочков, рассыпающихся при легком механическом воздействии. |
Запах порошка ВМК |
Без специфического запаха, характерного для витаминов. |
Вкус ВМК в готовом блюде |
При добавлении ВМК в готовые блюда имеет нейтральный вкус.* |
Цвет ВМК в готовом блюде |
Не допускается наличие темных нерастворимых вкраплений.* |
Упаковка: - единичная упаковка пакетики массой нетто, г
-групповая упаковка герметичная, массой нетто, кг |
от 10 до 50
Не более 1 |
Состав ВМК
|
смесь витаминов - не менее 10 (включая витамины: А, D3, витамины группы В (в том числе В5 - пантотенат кальция и В7 - биотин), Е, С) и минеральных веществ - не менее 2-х ( в составе обязательно наличие цинка)* |
Комиссия обращает внимание на сноски Заказчика, где содержится обоснование уточняющих характеристик в использовании именно данных характеристик, а именно: "*Учитывая, что целями закупки является обеспечение условий оказания плановой медицинской помощи при описании объекта закупки использованы не только показатели, требования и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее по тексту - Стандарты), но и иные показатели, требования и терминология, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров требованиям заказчика. Применение иных показателей обусловлено необходимостью отражения потребностей заказчика в части технических и качественных характеристик объекта закупки, в том числе функциональных и иных параметров, не регламентированных соответствующими Стандартами, но являющихся значимыми относительно потребности заказчика.
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, показателей, требований, условных обозначений и терминологии при описании объекта закупки (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"): Обусловлены потребностью заказчика, соответствуют основной цели закупки. Выбранные характеристики смесей полностью отвечают требованиям заказчика для использования лечебного питания, как одного из компонентов лечебного процесса: эффективность, безопасность, лёгкое усвоение, отсутствие побочных действий, переносимость лечебного питания.
Соответствие ГОСТам указано для обеспечения качества и безопасности продукции для обеспечения лечебного питания;
Требования к упаковке и весу установлены для более эффективного расходования продукта, снижения потерь продукта, сохранения свежести и безопасности продукта, оптимизации процесса хранения.
Требования к хранению, транспортированию, срокам годности указаны для обеспечения качества и безопасности продукта, для оптимальной организации процесса приготовления в соответствии с нормами лечебного питания.
Требования к витаминно-минеральному составу ВМК установлены на основании данных, полученных в результате многочисленных исследований обеспеченности пациентов витаминами и минеральными веществами, и учитывает дефицит основных элементов у большого количества пациентов в РФ, в том числе в том числе витаминов: А, D3, витаминов группы В, Е, С, и др.
Вит А - необходим для подержания и восстановления эпителиальной и костной ткани.
В5 - необходим для нормализации обмена аминокислот, белков, жиров и углеводов.
В7 - регулирует уровень сахара в крови, снижая риск возникновения диабета.
Цинк - мощный антиоксидант, необходим для укрепления иммунитета и повышения сопротивляемости организма, в том числе в период пандемии Covid-19.
В готовых блюдах не должно быть темных нерастворимых вкраплений при добавление в них ВМК, которые могут менять внешний вид готового блюда и негативно сказываться на восприятии готовых блюд пациентами, ВМК не должен влиять на изменение органолептических свойств готового блюда в том числе на вкус и на цвет".
Относительно довода о том, что Заказчиком не учтены требования Постановления Правительства N 145 при составлении описания объекта закупки необходимо подчеркнуть следующее.
В соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ N 145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона (пункт 5 Правил).
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил).
Анализ Описания объекта закупки позволяет сделать вывод о том, что Заказчик в соответствии с п. 6 Правил в извещении обосновал необходимости использования такой информации, то есть при описании технических характеристик Заказчик руководствуется своими потребностями, требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, а также иными техническими регламентами.
Таким образом установление в извещении требования о том, что объект закупки Витаминно-Минеральный Комплекс (ВМК) должен соответствовать ГОСТу Р 58040-2017, полностью отвечает требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
ГОСТ Р 58040-2017 "Комплексы витаминно-минеральные. Общие технические условия" утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 декабря 2017 г. N 2094-ст в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", то есть является документом, разработанным и применяемым в национальной системе стандартизации, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Национальный стандарт ГОСТ Р 58040-2017 "Комплексы витаминно-минеральные. Общие технические условия" распространяется на витаминно-минеральные комплексы (далее - ВМК) - ВМК премиксы, предназначенные для использования в пищевой промышленности для обогащения пищевой продукции массового потребления, при производстве функциональных и специализированных пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище, а также ВМК, готовые к употреблению, предназначенные для непосредственного употребления в качестве биологически активных добавок к пище или в качестве компонента приготовления готовых блюд диетического профилактического и диетического лечебного питания для различных категорий населения (детей, беременных, кормящих женщин, лиц пожилого возраста, спортсменов, пациентов медицинских организаций, потребителей услуг социальных учреждений, работающих во вредных и особо вредных условиях и в организованных коллективах и др.) и содержит технические требования к конкретным характеристикам, в том числе к органолептическим показателям (п. 5.2.1) и к содержанию витаминов и/или минеральных веществ в суточной порции ВМК (п. 5.2.2).
В частности, в отношении ВМК, готовых к употреблению, для обогащения блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания в медицинских организациях, ГОСТ Р 58040-2017 устанавливает следующее требование к содержанию витаминов и/или минеральных веществ в суточной порции ВМК: "не менее чем 50% и не более чем 100% от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте" согласно Методических Рекомендаций 2.3.1.2432-08 "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации", в том числе по ГОСТ Р 57106" (стр. 47, 3 строчка, 2 столбца материалов).
Соответственно, ГОСТ Р 57106-2016 не является единственным, в соответствии с которым могут производиться ВМК для обогащения блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания, а распространяется на ВМК конкретного состава, поскольку упомянут в ГОСТ Р 58040-2017 с формулировкой: "в том числе".
Основной довод Общества сводится к тому, что Таблица 2 ГОСТ Р 57106-2016 является единственным возможным требованием состава витаминов в ВМК, которую обязан использовать Заказчик и не имеет права требовать наличия дополнительных витаминов, улучшающих ВМК.
Вместе с тем Заявитель не учел то, что, Заказчик в полном соответствии с установил требования как витаминов из ГОСТ Р 57106-2016, так и дополнительных витаминов (в частности витаминов: А, В5, В7, цинк).
Заказчиком в Описании объекта закупки дается следующее обоснование необходимости данных дополнительных витаминов в состав ВМК:
А - необходим для подержания и восстановления эпителиальной и костной ткани;
В5 - необходим для нормализации обмена аминокислот, белков, жиров и углеводов;
В7 - регулирует уровень сахара в крови, снижая риск возникновения диабета;
Цинк - мощный антиоксидант, необходим для укрепления иммунитета и повышения сопротивляемости организма, в том числе в период пандемии Covid-19.
Управление подчеркивает, что закупка осуществляется в период распространения коронавирусной инфекции на территории Ленинградской области.
Таким образом, указание Заказчиком в документации об аукционе особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки, а также в опровержение доводам Заявителя полностью соответствует государственным стандартам.
Из вышеизложенного следует, что Заказчиком в извещении установлены требования к характеристикам с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности (лечения пациентов и проведения наилучшей медицинской манипуляции).
Данный вывод содержится также в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, при этом Верховный суд отмечает, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к объекту закупки.
Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Заказчик является медицинской организацией и в своей деятельности в первую очередь руководствуется принципами охраны здоровья, закрепленными Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Одним из таких принципов является качество медицинской помощи.
В Законе о контрактной системе и иных нормативных правовых актах не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в извещение о закупке требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к характеристикам товара, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Заказчику не известно, товар какой марки или производителя ему будет поставлен. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставки товара с указанными характеристиками и в заявленном объеме не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц и норм закона. Отслеживание межкорпоративных и технологических связей производителей и поставщиков не входит в обязанности Заказчика.
В силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения (позиция Северо-Западного арбитражного суда по делу А56-35274/2020 (с участием УФАС по Ленинградской области).
Желание Участника поставить аналоги товара, не могут быть приняты во внимание, потому так, фактически Заказчику предлагается к поставке товар, в котором он не нуждается.
Из материалов дела также следует, что Заявитель заявку не подавал, по итогам Аукциона было подано 2 заявки (2 из которых допущены), следовательно, цель закупки достигнута конкурентным способом.
Материальный интерес Заявителя к принятому решению имеет абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов истца, устранение которой возможно в случае удовлетворения заявленных требований, а как следует из правового смысла части 1 статьи 4 АПК РФ обращение с иском в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных прав.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 307-ЭС19-12629 контролирующий орган при применении Закона о контрактной системе должен учитывать принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Механизм защиты прав участников закупки путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов других лиц.
Заявитель не приводит конкретных аргументов, в которых установлены ненадлежащие требования документации, препятствующие участию или заполнению заявки.
Аналогичные выводы подтверждаются судебной практикой с участием Ленинградского УФАС, а именно:
Дело А56-53169/2020 (Ресовская Т.М.):
"В Ленинградское УФАС России поступила жалоба ООО "Сибакадеммед" (вх. N 3562 от 25.03.2020) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградская областная клиническая больница (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для нужд ГБУЗ ЛО "Тихвинская МБ.
_
По мнению Общества, в Приложении заказчиком установлены требования к показателям (характеристикам) товара, указывающие на одного производителя, что ограничивает потенциальное число участников электронного аукциона.
Представитель Заказчика пояснил, что установленные требования обусловлены потребностью Заказчика, также пояснил, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта были получены коммерческие предложения от потенциальных участников закупки, что подтверждает возможность потенциальных поставщиков принять участие в закупке. Представитель Заказчика пояснил, что закупаемый товар впоследствии будет использоваться с другими медицинскими изделиями, которые по своим характеристикам совпадают с закупаемым товаром по данной закупке.
В описании объекта закупки, которое было составлено и утверждено Заказчиком, содержатся требования к расходным материалам, в которых имеется реальная потребность.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Нормы Закона о контрактной системе направлены на не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько на выявление в результате этого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре, а также целям эффективного использования источников финансирования.
Объект закупки - поставка расходных материалов, а не их изготовление. Доказательств того, что они не находятся в свободном обращении, Обществом не представлено.
Комиссия УФАС пришла к выводу, что установленные требования обусловлены потребностью Заказчика и не противоречат Закону о контрактной системе.
Представителем Заявителя на заседании Комиссии и в материалы дела не представлено доказательств, опровергающих доводы Заказчика, а также доказательств отсутствия возможности подготовить заявку и принять участие в электронном аукционе на поставку необходимого Заказчику товара.
Таким образом, Комиссия пришла к правомерному выводу об отсутствии признаков нарушений Заказчиком требований Закона о контрактной системе в части указанных в жалобе доводов".
Дело А56-42431/2020 (Катарыгина В.И.):
"В девятом доводе жалобы Заявитель указывает, что совокупность требований к значениям показателей позиции Хо62 "Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный" составлены с учетом ограничения поставки мед изделия единственным товаром- коронарный баллонный катетер Conic One, компании Conic Vascular, Швейцария.
Общество указывает, что Заказчиком установлены требования, исключающие возможность участия в данной закупке медицинских изделий со схожими параметрами, следовательно, по мнению Заявителя, в действиях Заказчика содержатся признаки нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрастной системе.
Представитель Заказчика пояснил, что согласно положениям части 2.1,3 статьи 10, части 2 статьи 22, части 2 статьи 34, части 1 статьи 41,6, статьи 43 Закона о контрактной системе Заказчику предоставлено право самостоятельно принимать решение о способе определения поставщиков, с предоставленным правом формирования лотов, определять содержание объекта закупки, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями, определять объемы и достаточность критериев его индивидуализации.
В связи с чем, были установлены требования и характеристики к закупаемому товару, которые могут в полной мере удовлетворить его потребности, исходя из опыта поставки, анатомической индивидуальности пациентов и необходимости достижения конкретной цели медицинской манипуляции.
Так, например, требование к максимальному давлению на разрыв стентов обусловлено необходимостью соблюдения безопасности здоровья пациентов, достижением максимальной эффективности медицинской манипуляции, снижением риска неполного прилегания стента к стенке тромбоза и образования послеоперационных тромбозов, требование к максимальному давлению на разрыв баллонных катетеров обусловлено необходимостью соблюдения безопасности здоровья пациентов, достижением максимальной эффективности медицинской манипуляции в кальцинированных участках артерии и расширением зоны имплантации.
Кроме того, объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе удовлетворяющий потребности заказчика".
Дело А56-60308/2021 (Синицына Е.В.):
"Судом установлено, что Заказчиком является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградская областная клиническая больница, как и то, что объект закупки обозначен как: "Поставка изделий медицинского назначения для проведения рентгенхирургических операций".
По мнению Общества, сумма показателей по вышеуказанным позициям ограничивает возможность поставки аналогичных товаров других производителей катетеров.
Цели необходимости использования спорных показателей Заказчиком сводятся к следующему: Требование к характеристикам по позициям N7, N23, N25-26, N29, N30- 30 обусловлено клинической необходимостью обеспечения ряда ключевых характеристик: улучшение визуализации, высокую радиальную силу и минимальный рекоил, высокую прочность и значительно сниженную тромбогенность, лучшую доставляемость в зону интереса.
_
В Законе о контрактной системе и иных нормативных правовых актах не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований значимых для Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об аукционе требования к характеристикам товара не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, требования заявителя о признании незаконным решения не подлежат удовлетворению".
На основании изложенного, а также учитывая, что иных материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставлено, Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не находят своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Энзовин Нутришн" необоснованной;
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 15 апреля 2022 г. N 047/06/42-868/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2022