Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
от Заказчика - Государственное учреждение-Ленинградское региональное отделение фонда Социального страхования Российской Федерации:
от Заявителя (Участника, Общества) - ООО "МеталлЭксперт":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4502 от 12.04.2022) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (извещение N 0245100001422000023) на обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями (аппаратами на нижние конечности).
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 16.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 470 594,85 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в признании Общества уклонившимся от заключения Контракта.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, оценив представленные Заказчиком и Участником документы пришла к следующим выводам.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.03.2022 NИЭА1 победителем признан Участник.
29.03.2022 в 18:24 (МСК) в адрес Участника по средствам электронной площадки Заказчиком направлен проект контракта.
05.04.2022 в 17:44 (МСК) Обществом направлен протокол разногласий.
07.04.2022 в 17:04 (МСК) Заказчиком отклонен протокол разногласий Общества, повторно размещен проект контракта.
В срок, установленный Законом о контрактной системе, Участник подписал проект контракта, а именно 08.04.2022 в 11:02 (МСК).
Из материалов дела следует, что Участник к подписанному контракту прикрепил независимую гарантию N 607246-БГ/22 от 05.04.2022 (реестровый номер 04R1781024013022003001) на сумму 441178,46 руб., сроком действия до 31.10.2022 включительно, выданную ПАО АКБ "Металлинвестбанк" (далее- Гарантия).
Комиссия подтверждает правомерность выводов Заказчика о том, что Гарантия не могла быть приняты в качестве надлежащего обеспечения на основании следующего:
1) Пунктом 25 извещения об электронном аукционе, согласно которому: "Независимая гарантия должна содержать условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия".
В представленной Гарантии Общества данное обязательство в п. 5 изложено следующим образом: "Бенефициар имеет право на бесспорное списание денежных средств со счета Гаранта, если Гарантом, в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование Бенефициара об уплате денежной суммы по настоящей Гарантии, при условии отсутствия у Гаранта оснований для отказа в удовлетворении требования Бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия.
Таким образом, Участником в п. 5 Гарантии Общества не указана существенная составляющая о том, что данное требование Заказчиком направляется до окончания срока действия независимой гарантии, что противоречит п. 25 Извещения и части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
В результате чего, протоколом от 12.04.2022 NППУ20_1 Участник признан Заказчиком, уклонившимся от заключения контракта.
Ознакомившись с протоколом от 12.04.2022 NППУ20_1 Заказчика, Комиссия считает возможным подчеркнуть Заказчику, что Закон о контрактной системе содержит в том числе требования к его содержании.
Согласно ч. 6. ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Анализ протокола от 12.04.2022 NППУ20_1 Заказчика указывает на то, что в нем отсутствует указание на требования, не выполненные участником закупки.
Вместе с тем, Комиссия констатирует, что на правомерность признания Участника уклонившимся (со стороны Заказчика) выявленное не указание в протоколе - не повлияло.
Комиссия, приходит к выводу, что в Гарантии действительно не учтено требование ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе о том, что требование должно быть направлено до окончания срока ее действия.
Таким образом, Заказчик может лишиться права на бесспорное списание денежных средств, при этом направив требование в установленный срок, однако Гарантия не содержит информацию о бесспорном праве и сроке направления, что не соответствует требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе и п. 25 Извещения (с требованиями которых согласился Участник в момент подачи заявок).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик правомерно признал Участника уклонившимся.
Кроме того, вышеуказанные выводы подтверждены решением Комиссии Ленинградского УФАС по делу N047/06/104-880/2022 от 15.04.2022 о не включении сведений в РНП, с которым Общество согласно.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что аукционная комиссия правомерно признала Участника уклонившимся, а доводы жалобы не находит своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МеталлЭксперт" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 14 апреля 2022 г. N 047/06/51-902/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2022