Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии:- руководителя Управления; членов Комиссии: - ведущего специалиста-эксперта Управления, 1 разряда Управления, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-Исследовательский Институт Перспективного Градостроительства" (далее - Заявитель, ООО "НИИПГ") на действия Уполномоченного органа - Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа (далее - Уполномоченный орган), Заказчика - Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме по наименованию объекта закупки: Выполнение научно-исследовательских работ по разработке комплекса документов планирования градостроительного развития территорий Ненецкого автономного округа (извещение N 0184200000622000313), в присутствии представителей Уполномоченного органа, представителей Заказчика, представителей Общества, участвовавших посредством системы видеоконференц-связи и действовавших на основании доверенностей,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу поступила жалоба Заявителя о нарушении требований Закона о контрактной системе. Согласно обращению Заявителя, предлагаемые Заказчиком к оценке виды работ не могут содержаться в едином комплексном контракте (договоре) на основании того, что полномочия на их выполнения находятся в компетенции разных органов власти, а также предоставление опыта работ сопоставимого характера за последние 5 лет (2017-2022 г.) ведет к сознательному ограничению конкуренции. Кроме того, Заявитель просит внести изменения в конкурсную документацию, в части нестоимостных критериев либо изменить признак оценки детализирующего показателя по критерию "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", либо добавить не менее одного стоимостного критерия для увеличения возможности других организаций на конкурентную борьбу.
Уполномоченным органом, Заказчиком представлены запрошенные документы и письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании частей 2, 4 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурс является конкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обязанность установления критерий оценки заявок в извещении также следует из части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе и Положения об оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства от 31.12.2021 N 2604.
В Приложение N 4 к Извещению об осуществлении закупки в п. 2.1. раздела III установлено: Показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта": Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ (оказанию услуг) сопоставимого характера за последние 5 лет (2017-2022 гг.). Предметом договора (контракта), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимого с предметом государственного контракта, заключаемого по результатам конкурса должны быть работы (услуги) по выполнению научно-исследовательских работ на тему:
- разработка схемы территориального планирования субъекта РФ или изменений в схему территориального планирования субъекта РФ;
- разработка региональных нормативов градостроительного проектирования или изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования субъекта РФ;
- разработка правил землепользования и застройки муниципального(ых) образования(ий) или изменений в правила землепользования и застройки;
- разработка генерального плана муниципального(ых) образования(ий) или изменений в генеральный план.
1. Данные работы (услуги) должны быть поименованы в предмете контракта (договора) и (или) в описании объекта закупки (техническом задании), которое является неотъемлемой частью контракта (договора).
2. Результаты работ (услуг) должны быть оформлены в соответствии с требованиями ГОСТа 7.32-2017. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
Комиссия, принимая во внимание письменные пояснения Уполномоченного органа, запрашиваемые документы, извещение по данной закупке, приходит к выводу о несостоятельности довода жалобы с учетом их правового анализа.
В соответствии со статьёй 8.2 Градостроительного кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные Градостроительным кодексом РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с законом Ненецкого автономного округа от 19.09.2014 N 95-оз "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа", (далее - Закон НАО N 95-оз), в части, касающейся предмета контракта:
1) органы государственной власти Ненецкого автономного округа осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского поселения Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения в области градостроительной деятельности, а именно по подготовке генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, подготовке местных нормативов градостроительного проектирования поселений (пункт 10 статьи 2 Закона НАО N 95-оз);
2) органы государственной власти Ненецкого автономного округа осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципального района Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения в области градостроительной деятельности, а именно по подготовке схем территориального планирования муниципального района, утверждению подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории (пункт 6 части 1 статьи 4 Закона НАО N 95-оз);
3) органы государственной власти Ненецкого автономного округа осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципального района Ненецкого автономного округа, переданные им в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по решению вопросов местного значения в области градостроительной деятельности, а именно по подготовке генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки поселений, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории (за исключением подготовки и утверждения градостроительных планов земельных участков в виде отдельных документов), подготовке местных нормативов градостроительного проектирования поселений (пункт 6 части 2 статьи 4 Закона НАО N 95-оз);
4) органы государственной власти Ненецкого автономного округа осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения в области градостроительной деятельности, а именно по подготовке генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки городского округа, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, подготовка местных нормативов градостроительного проектирования городского округа.
Указанные полномочия на территории Ненецкого автономного округа осуществляет Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) в соответствии с подпунктами 4, 5 и 8 пункта 21, подпунктами 1, 2, 7 и 8 пункта 22, подпунктами 3, 4 и 7 пункта 23 Положения о Департаменте строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 08.12.2014 N 474-п.
Таким образом, Департамент при осуществлении закупки действует в пределах своих полномочий, установленных ему законодательством Ненецкого автономного округа.
Вместе с тем, учитывая, что в каждом субъекте РФ перераспределение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления имеет свои индивидуальные особенности, Департамент не устанавливает требования о предоставлении участником закупки договора (контракта) на выполнение исключительно комплекса работ.
Таким образом, к оценке принимается предоставленный участником закупки в составе заявки договор (контракт), предметом которого является выполнение научно-исследовательских работ как на одну из тем, перечисленных в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение N 4 к извещению об осуществлении закупки), так и договор (контракт), предметом которого является выполнение научно-исследовательских работ одновременно на две или более из перечисленных тем.
Относительно второго довода жалобы, Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.
Из положений Закона N 44-ФЗ следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований, заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Как отмечено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, с учетом потребностей заказчиков, установление в конкурсной документации нестоимостных критериев, не противоречит положениям Закона N 44-ФЗ, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исход закупки, не создаёт преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены на определение победителем более профессионального и конкурентоспособного участника с учетом специфики территории.
Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании положений извещения об осуществлении закупки и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.
Участник закупки, не набравший баллов по вышеуказанным показателям, имеет возможность набрать большее количество баллов по другому критерию.
Кроме того, согласно протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке N 0184200000622000313 на участие в конкурсе было подано 2 заявки. Заявка заявителя была признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.. Как пояснено на рассмотрении дела представителем уполномоченного органа, приложенный к заявке контракт был учтен при расчете по показателю "Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ (оказанию услуг) сопоставимого характера за последние 5 лет (2017-2022 гг.)" и получил оценку "0", так как победителем конкурса был приложен контракт на большую сумму, также победитель по критерию оценки "Цена контракта" предложил наименьшую цену контракта, чем Заявитель.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Ненецкого УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-Исследовательский Институт Перспективного Градостроительства" на действия Уполномоченного органа - Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа, Заказчика - Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа при проведении открытого конкурса в электронной форме по наименованию объекта закупки: Выполнение научно-исследовательских работ по разработке комплекса документов планирования градостроительного развития территорий Ненецкого автономного округа (извещение N 0184200000622000313) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 19 апреля 2022 г. N 083/06/106-17/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2022