Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия), в составе председателя Комиссии:- руководителя Управления; членов Комиссии:- ведущего специалиста-эксперта Управления,- специалиста 1 разряда Управления, рассмотрев обращение общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Северный Форт" (далее - ООО ЧОО "Северный Форт", Заявитель), поступившее через систему обращений ФАС России (solutions@fas.gov.ru) на действия Уполномоченного органа - Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа, действующего в интересах Заказчика - Государственного бюджетного учреждения Ненецкого автономного округа "Спортивная школа олимпийского резерва "Труд" при проведении открытого конкурса в электронной форме по наименования объекта закупки: "Оказание услуг по охране здания ГБУ НАО "СШОР "Труд" и прилегающей к учреждению территории" (извещение N 0184200000622000344), в присутствии представителя Уполномоченного органа, участвовавшего посредством системы видеоконференц-связи и действовавшего на основании доверенности, в отсутствии Заказчика и Заявителя (уведомлены надлежащим образом) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, ФЗ N 44-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
УСТАНОВИЛА:
В Ненецкое УФАС России поступило обращение Заявителя (вх. N 1139) в отношении сведений о закупке N 0184200000622000344.
Согласно обращению Заявителя Уполномоченным органом в соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение N 4 к Извещению об осуществлении закупки) в п. 2 раздела II установлено: "Признак N1 (Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании абонентской станции радиосвязи и права на использование радиочастот), за который предусмотрено 100 баллов согласно таблице 2 Приложения N 4 к Извещению об осуществлению закупки, в противоречие положениям Закона о контрактной системе, положениям Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Изучив материалы дела, предоставленные документы, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления пришла к следующему правовому выводу.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании частей 2, 4 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурс является конкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обязанность устанавливать критерии оценки заявок в извещении также следует из части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе и Положения об оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства от 31.12.2021 N 2604.
В Приложение N 4 к Извещению об осуществлении закупки в п. 2 раздела II установлено: Показатель оценки "Наличие у участников закупки оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании": Признак N1 (Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании абонентской станции радиосвязи и права на использование радиочастот). В п. 2.2.1 раздела III установлено: Детализирующий показатель "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании абонентской станции радиосвязи и права на использование радиочастот". Подтверждающие документы: копия разрешения на использование радиочастот на территории города Нарьян-Мара и/или поселка Искателей (Ненецкий автономный округ). В случае непредставления информации и подтверждающих документов по оцениваемому критерию (показателю), участнику не присваиваются баллы по соответствующему критерию (показателю). Итоговое количество баллов присваивается заявке путём суммирования баллов присвоенных по критериям.
Комиссия, принимая во внимание письменные пояснения Уполномоченного органа, рассмотрев довод Заявителя, признает его необоснованным, поскольку спорный показатель, в части о наличии у участников закупки на праве собственности или ином законном основании абонентской станции радиосвязи и права на использование радиочастот, обусловлено характером исполнения обязательств по контракту, а также тем, что в соответствии с условиями Контракта услуги по охране объектов подлежат оказанию в Ненецком автономном округе, г. Нарьян-Мар.
Из пояснений Уполномоченного органа следует: "наличие у исполнителя абонентской станции радиосвязи с правом использования радиочастот, обеспечивающей постоянную и бесперебойную связь с охраняемым объектом, в условиях ограниченности и нестабильности мобильной связи на территории НАО, является лучшим условием исполнения контракта. При этом, учитывались общеизвестные факты прошлого и позапрошлого годов, когда в результате разрыва магистрального оптоволоконного кабеля ПАО "Ростелеком", временно пропадала мобильная связь на территории г. Нарьян-Мара и п. Искателей".
Вместе с тем, согласно пояснениям Департамента цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Ненецкого автономного округа: в 2021 году произошло 3 случая повреждения волоконно-оптической линии связи ПАО "Ростелеком", в результате которых услуги подвижной радиотелефонной связи на территории Ненецкого автономного округа оказывались с ограничениями.
Из положений Закона N 44-ФЗ следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований, заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Как отмечено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, с учетом потребностей заказчиков, включение в конкурсную документацию указанного показателя не противоречит положениям Закона N 44-ФЗ, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исход закупки, не создаёт преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлено на определение победителем более профессионального и конкурентоспособного участника с учетом специфики территории Крайнего Севера для целей охраны социально-значимых объектов.
Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании положений извещения об осуществлении закупки и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.
Участник закупки, не набравший баллов по вышеуказанным показателям, имеет возможность набрать большее количество баллов по другому критерию.
Кроме того, Заявителем не представлены доказательства невозможности получения разрешения на использование радиочастот на территории города Нарьян-Мар и поселка Искателей НАО.
На основании изложенного и руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N1576 Комиссия Ненецкого УФАС России
РЕШИЛА:
В действиях Уполномоченного органа - Управления государственного заказа Ненецкого автономного, Заказчика - Государственного бюджетного учреждения Ненецкого автономного округа "Спортивная школа олимпийского резерва "Труд" при проведении открытого конкурса в электронной форме по наименования объекта закупки: "Оказание услуг по охране здания ГБУ НАО "СШОР "Труд" и прилегающей к учреждению территории" (извещение N 0184200000622000344) нарушений требования Закона о контрактной системе не установлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 20 апреля 2022 г. N 083/06/99-07/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2022