Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П.Рудакова
члены Комиссии: начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян, заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- УФНС России по Республике Крым (далее - Заказчик) - Макарова Е.А., Комма Д.А., Глотов А.В.,Усенов Б.К. (по доверенности),
- ООО "Гринлаб" (далее - Заявитель) - Татарцев А.А.. (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка, монтаж и пуско-наладка системы бесперебойного электропитания для нужд территориальных налоговых органов Республики Крым (не в сфере ИКТ)" (извещение N 0175100001022000020) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно доводу жалобы: "Заказчиком неправомерно применен Код ОКПД2: 27.90.40.190. Товарная позиция "Система бесперебойного питания" (а основой любой Системы бесперебойного питания является Источник бесперебойного питания, дополненный какими-либо вспомогательными устройствами) имеет Код ОКПД2: 26.20.40.110. Устройства и блоки питания вычислительных машин. Для данной товарной позиции (26.20.40.110 "Устройства и блоки питания вычислительных машин") для описания объекта закупки обязательно применение Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) в том числе позиции КТРУ N 26.20.40.110-00000013 (обязательное применение с 21.01.2022 г. - бессрочно). Вместе с тем в составе аукционной документации содержится ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (СПЕЦИФИКАЦИЯ) (далее - ООЗ) (Приложение 1) с многочисленными нарушениями, в том числе с установлением дополнительных избыточных требований, обоснование которых является формальным. В ответ на направленный в адрес Заказчика запрос с просьбой привести документации в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик в разъяснении ответил отказом, используя в качестве аргументов своевольной трактовкой положений действующего законодательства, Постановлений правительства РФ и других регламентирующих нормативных актов Заказчик отказался внести изменения и тем самым устранить нарушения. И искусственное разделение на "комплектацию:
-системное шасси тип 1 (или 2)
-силовой модуль
-шкаф батарейный
-аккумуляторная батарея
-удаленная панель мониторинга
-устройство для выравнивания напряжения
-щит байпаса тип 1 (или2)" - призвано только запутать Поставщиков и контролирующие органы, так как первые 4 позиции данного перечня являются составными частями ИСТОЧНИКА БЕСПЕРЕБОЙНОГО ПИТАНИЯ модульного типа и нефункциональны в отдельности, друг без друга, в тоже время они являются основным элементом всей "системы" как по функционалу, так и по стоимости, а остальные позиции являются дополнительными элементами, без которых вся система может полноценно функционировать.
_ Кроме того, несмотря на то что правила использования КТРУ, утвержденные постановлением Правительства РФ N145 от 8 февраля 2017 года (с изменениями и дополнениями), допускают право госзаказчика указать дополнительные характеристики к позиции КТРУ, эта норма не распространяется на закупки радиоэлектронной продукции по перечню "второй лишний", утвержденному постановлением N878".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В извещении о проведении закупки Заказчиком установлен код ОКПД2 - 27.90.40.19 Оборудование электрическое прочее, не включенное в другие группировки.
Согласно письменным возражениям Заказчика: "Приведенный в доводе код ОКПД2 "26.20.40.110 Устройства и блоки питания вычислительных машин" не соответствует описанию объекта закупки ввиду того, что Заказчиком закупаются не источники бесперебойного питания для отдельно взятых вычислительных машин, а система для обеспечения бесперебойного электропитания зданий Заказчика, указанных в Описании объекта закупки.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее -ОКПД 2). В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. При определении ОКПД 2 Заказчик руководствуется описанием предмета закупки, его составом, а также назначением.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона, объектом закупки является "Поставка, монтаж и пуско-наладка системы бесперебойного электропитания для нужд территориальных налоговых органов Республики Крым (не в сфере ИКТ)", т.е. поставляемое оборудование не связано с информационно-коммуникационными технологиями, соответственно, установление кода ОКПД2 26.20.40.110 было бы неправомерным.
Таким образом, отнесение Заказчиком в извещении об электронном аукционе системы бесперебойного питания к "Оборудованию электрическому прочему, не включенному в другие группировки" (код ОКПД2: 27.90.40.190) наиболее соответствует предмету закупки".
Комиссия Крымского УФАС отмечает, что в Законе о контрактной системе не содержатся требования, устанавливающие обязательный порядок определения в извещении об осуществлении закупки кода согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности. Определение кода ОКПД2 осуществляется заказчиком путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки. При этом, заказчики самостоятельно определяют код ОКПД2 как наиболее подходящий объекту закупки, исходя из собственных потребностей и особенностей предоставляемых услуг. Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов России от 09.06.2017 N 24-03-08/36404.
Из пояснений представителей заказчика следует, что данный ОКПД2 был применен в связи с тем, что приобретаемая системе бесперебойного питания для поддержания работоспособности и электроснабжения всего здания, а не для поддержания работоспособности вычислительных машин, поставляемое оборудование не связано с информационно-коммуникационными технологиями.
Заявителем не представлены однозначные и бесспорные доказательства того, что заказчиком по закупаемому объекту закупки неверно применен код по ОКПД2.
Комиссия Крымского УФАС России пришла к выводу о том, что оспариваемые положения извещения о закупке не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснила, что согласно сведениям, размещенным на Единой информационной системе в сфере закупок, в КТРУ отсутствует позиция, соответствующая коду ОКПД2 27.90.40.190.
Таким образом, Заказчиком установлено описание объекта закупки согласно требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в связи с отсутствием соответствующей позиции КТРУ, что не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, Правил. Довод Заявителя признается необоснованным.
По доводу о подкомплектном оборудовании Заказчиком представлены письменные возражения следующего содержания:
"Подкомплектное оборудование (системное шасси тип 1 (или 2), силовой модуль, шкаф батарейный, аккумуляторная батарея, удаленная панель мониторинга, устройство для выравнивания напряжения, щит байпаса тип 1 (или 2)) будучи комплектным подключается совместно и отдельно поставляемыми товарными позициями не является. Без данного подкомплектного оборудования запуск системы бесперебойного электропитания может привести к выходу оборудования из строя и невозможности его дальнейшей эксплуатации.
Таким образом, требуемая к закупке система бесперебойного электропитания является единой совокупной системой, элементы которой технологически и функционально связаны между собой, ввиду чего вычленения отдельных частей системы является нецелесообразным.
По мнению Заявителя подкомплектная позиция "удаленная панель мониторинга" является дополнительным оборудованием, никак не влияет на выходные параметры электросети, а значит и не может привести к выходу из строя подключаемое оборудование". Данное умозаключение не верно, поскольку удаленная панель мониторинга предполагает в ряде случаев полный контроль системы бесперебойного питания. Возможность удаленного контроля в режиме реального времени в значительной мере облегчает специалистам ежедневное выполнение важнейших задач, например, постоянное обслуживание, устранение сбоев и поддержку.
Аналогично в отношении подкомплектной позиции "устройство для выравнивания напряжения" - данное устройство также является одним из ключевых в системе бесперебойного питания. Повышенное либо пониженное напряжение сети - одна из самых распространенных причин выхода из строя электроприборов. И решением этой проблемы является установка в системе устройства для выравнивания напряжения, предназначенного для поддержания выходного напряжения в заданных пределах, при существенном изменении величины входного напряжения.
Также заявитель утверждает, что и Щит байпаса не должен являться для Заказчика комплектом системы. Байпас - это режим питания нагрузки сетевым напряжением в обход основной схемы системы бесперебойного питания. Системы бесперебойного питания автоматически переходят в режим байпас при перегрузке выходных цепей или при возникновении внутренних неисправностей. Таким образом, нагрузка защищается не только от сбоев в питающей электросети, но и от неполадок в самой системе бесперебойного питания.
Каждая подкомплектная позиция закупаемой системы бесперебойного питания (в том числе удаленная панель мониторинга, щита байпаса и устройство выравнивания напряжения) имеют определенное взаимосвязанное назначение в системе подключения и эксплуатации всей системы бесперебойного питания и не могут стать исключением. Система подключения и эксплуатации всей системы бесперебойного питания не может функционировать без какой-либо его подкомплектной позиции".
Комиссия Крымского УФАС отмечает, что системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров (работ, услуг), которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные характеристики установлены исходя из потребности Заказчика, сведений, подтверждающих, что установленные требования приводят к ограничению количества участников, в материалы дела не представлено.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.04.2022 NИЭА1 на участие в закупке было подано 2 заявки, признанные соответствующими требованиям Извещения и Закону о контрактной системе. Довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно доводу жалобы: "_Вместе с тем Инструкция по заполнению заявки содержит несколько вариантов заполнения в зависимости от применяемых в 003 спецсимволов, что не способствует ясности и четкости в толковании требований Заказчика, а само 003 изобилует несоответствиями и избыточными требованиями, а также содержит умышленно непоследовательное чередование параметров, которое Заказчик называет в одном из Разъяснений "логичным". Логично, когда у всех участников процесса есть четкое понимание требований к объекту закупки, а не попытка понять весьма специфичную логику Заказчика. Или логично, что таким образом Заказчик пытается запутать Участников закупки".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснила, что инструкция составлена с учетом правоприменительной практики Крымского УФАС и ФАС России и не содержит каких-либо не логичных или иных требований, затрудняющих потенциальным участникам подать заявку.
Комиссия отмечает, что в ходе заседания Заявителем не представлены документы и сведения, указывающие какие конкретно положения инструкции являются непонятными и вводят в заблуждение.
Инструкция, размещенная в рамках данной закупки структурирована, содержит пояснения всех слов и символов, применяемых при Описании объекта закупки. На участие в закупке было подано 2 заявки, которые были признаны соответствующими положениям Извещения.
На основании изложенного, довод Заявителя признается необоснованным.
Руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П.Рудакова
Члены Комиссии: Р.С.Айвазян
Т.Д.Аблаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 21 апреля 2022 г. N 082/06/106-497/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2022