Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Симферопольская клиническая больница СМП N6" (далее - Заказчик) - В.В. Ляхович (по доверенности);
- ООО "Медицинские расходные материалы" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Расходные материалы для оперблока" (извещение N0375200002222000049) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. Закон от контрактной системе не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
В обоснование довода жалобы Заявитель указывает, что в аукционе N0375200002222000049 Заказчиком объединены две группы медицинских изделий, технологически и функционально не связанные между собой, не являющиеся расходным материалом друг друга.
Согласно Техническому заданию извещения о проведении закупки Заказчику необходимы:
N |
Наименование товара КТРУ |
|
Наименование параметра (показателя) товара, устанавливаемое Заказчиком |
Требуемое значение, установленное Заказчиком |
Значение, предлагаемое участником закупки |
Наименование страны происхождения / Товарный знак (при наличии) |
1 |
Держатель электрода электрохирургический, одноразового использования |
32.50.50.190-00001080 |
Описание |
Стерильный переносной компонент электрохирургической системы, предназначенный для обеспечения электрического соединения между генератором системы и съемным электродом на его дистальном конце. Это изделие для одноразового использования. |
|
|
Количество, штук |
500 |
|
||||
Сигарообразная форма без острых граней |
Наличие |
|
||||
Переключатель режимов резания и коагуляции в виде кнопок |
Наличие |
|
||||
Кабель встроен в инструмент |
Наличие |
|
||||
Количество кнопок |
Не более двух |
|
||||
Длина кабеля, м. |
Не менее 3 |
|
||||
Монополярный режущий электрод с шестигранным воротком в комплекте |
Наличие |
|
||||
Разъем для подключения рабочего электрода 2,4 мм |
Наличие |
|
||||
Держатель электрода жёлтого цвета |
Наличие |
|
||||
2 |
Канюля аспирационная хирургическая/для экстренной помощи, без подсветки, одноразового использования |
32.50.50.190-00000150 |
Описание |
Атравматичная инвазивная управляемая вручную однопросветная жесткая/полужесткая трубка, используемая в качестве кондуита для аспирации из полостей тела, ран или операционного поля с целью улучшения обзора и/или для расчищения обструкции дыхательных путей. Изделие не предназначено для стоматологии, внутриматочного использования или процедур липосакции, также оно не является офтальмологическим или внутрисосудистым изделием; изделие не используется для хирургического промывания. Изделие иногда называют аспирационной трубкой или наконечником, оно может иметь ручку с боковыми клапанами/отверстиями и может поставляться вместе со стилетом, интродьюсером и/или соединительной трубкой; изделие не содержит источника света или оптоволокно. Это изделие для одноразового использования. |
|
|
Количество, штук |
500 |
|
||||
Размер насадки, СH |
Не более 25 |
|
||||
Длина рабочей части насадки (данный параметр не требует конкретизации), мм |
150_10 |
|
||||
Длина рукояти насадки (данный параметр не требует конкретизации), мм |
120_5 |
|
||||
Угол между рабочей частью и рукоятью насадки (данный параметр не требует конкретизации) |
30_10° |
|
||||
Боковые отверстия, шт. |
Не менее 2 |
|
||||
Вакуум-контроль |
Наличие |
|
||||
Дренажная трубка |
Наличие |
|
||||
Длина дренажной трубки, м |
Не менее 3,5 |
|
||||
Универсальный коннектор |
Наличие |
|
||||
Двойная стерильная упаковка |
Соответствие |
|
Пунктом 2 частью 29 статьи 34 Закона, Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N620).
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 определено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н утверждена номенклатурная классификации медицинских изделий по видам (далее - Классификация).
Согласно возражениям Заказчика:
"Постановлением Правительства РФ от 16.03.2022 N374 "О приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. N 620" было приостановлено действие Постановления от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которому до 1 сентября 2022 года Постановление N620 не применяется при определении начальной (максимальной цены контракта (цены лота), предметом одной закупки (одного контракта) не могут быть медицинские изделия различных видов, в соответствии с номенклатурой классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что на данный момент законодательством Российской Федерации не установлены требования к формированию лотов, так же данные требования не установлены и приказом Минздрава России от 06.06.2012 N4н.
Таким образом, руководствуясь нормами Постановления Правительства N374, которым приостановлено действие Постановления N620, Заказчикам дается право формировать закупки медицинских изделий в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, который обязывает использовать каталог товаров, работ, услуг (КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, который ведётся в ЕИС".
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что "...Держатель электрода электрохирургический, одноразового использования" и "Канюля аспирационная хирургическая/для экстренной помощи, без подсветки, одноразового использования" являются изделиями медицинского назначения, которые применяются в хирургическом отделении о чем свидетельствуют их название и дает право утверждать что - это и есть функционально связанные товары, т.е товары, связанные по выполняемой ими функции, а именно в медицинских целях, а так же согласно данных Каталога эти медицинские изделия относятся к одному коду ОКПД" - 32.50.50.190.
В закупке N0375200002222000049 использован ОКПД2 - 32.50.50.190 (одинаковый для обеих позиций товара данной закупки), Заказчиком применены условия допуска, согласно Приказа Минфина России от 4 июня 2018 г. N126н "об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупка товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Проанализировав материалы дела, Комиссия приходит к выводу о том, что формирование технической части извещения о проведении закупки в электронной форме обусловлены потребностью Заказчика и не противоречит действующему законодательству о контрактной системе, с учетом того, что действие нормативно-правового акта (Постановления N620) в соответствии с которым установлены ограничения по включению в один лот медицинских изделий различных видов в настоящее время приостановлено.
Нарушение принципов единства контрактной системы в сфере закупок или/и создание неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок не установлено. Намерение заказчика при формировании описания товара было направлено на максимальное удовлетворение потребностей при оказании гражданам медицинской помощи, умысла на нарушение принципов конкуренции, создания каких-либо преимуществ отдельным участникам закупки заказчик не имел. Аналогичный правовой подход изложен в Постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 N 21АП-1128/2018 по делу N А83- 21466/2017.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0375200002222000049 на участие в закупке было подано 3 заявки, все были признаны соответствующими требованиям извещения и Закона о контрактной системе. Снижение НМЦК составило 41,72%.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Р.С. Айвазян
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 21 апреля 2022 г. N 082/06/106-498/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2022