Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П.Рудакова,
члены Комиссии: заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Э.С.Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" (далее - Заказчик) - Петыш О.С., Бырдин А.Е. (по доверенности);
- АО "Крымтелеком" (далее - Заявитель) - Загорулько Л.М., Левицкий Р.А. (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Оказание услуг по доступу к информационно-коммуникационной сети Интернет (резервный канал) на II - IV квартал 2022 г." (извещение N0375100001222000092) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно доводу жалобы: "_ Учитывая изложенное, Заказчиком в техническом задании установлены сроки на оказание услуги по обеспечению предоставления доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организацию каналов передачи данных между объектами Заказчика для обеспечения доступа к сети Интернет, которые невозможны без наличия действующих сетей (линий связи), способных обеспечить предоставление услуг, закупаемых Заказчиком.
В техническом задании не установлено корректное описание объекта закупки для обеспечения оказания услуг и соответственно обеспечения Исполнителю условий, при которых, последний должен не допускать порчу имущества Заказчика и обеспечить сохранение целостности инженерных сетей Заказчика в зоне оказания Услуг, в связи с чем, описание объема закупки является необъективным.
В техническом задании фактически подразумевается возможность оказания услуг с осуществлением строительства канала связи (прокладка проводных линий связи, ВОЛС к оконечному оборудованию Заказчика и предоставления услуги по использованию построенного канала связи для предоставления услуги доступа к сети Интернет) и при этом в составе закупочной документации отсутствует технические условия, наименование и расположение инженерных коммуникаций их собственника, владельца пользователя.
При этом, в соответствии с установленными сроками (в течении 24 часов с момента подписания Контракта) оказание услуг должно быть осуществлено во всех точках включения, указанных в разделе 8 данного Технического задания.
_
Отсутствие таких условий организации предоставления услуги, сопряженных сроками выполнения, в совокупности с соблюдением правил безопасности на режимном объекте Заказчика, делает невозможным доступ участников к участию в аукционе и свидетельствует о его формальном проведении, без достижения цели конкурентной".
В соответствии с извещением о проведении закупки объектом закупки является оказание услуг по доступу к информационно-коммуникационной сети Интернет (резервный канал) на II - IV квартал 2022 г.
Пунктом 3.1 Технического задания установлено, что В рамках оказания Услуг Исполнитель обеспечивает:
-предоставление доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- организацию каналов передачи данных между объектами Заказчика для обеспечения доступа к сети Интернет;
Общие требования к характеристике доступа к информационнотелекоммуникационной сети Интернет изложены в таблице N 1.
Таблица 1 - Требования к характеристикам доступа к информационнотелекоммуникационной сети Интернет
N |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
1 |
2 |
3 |
1 |
Пропускная способность, Мегабит в секунду |
> 1000 |
Общие требования к характеристикам предоставляемых каналов передачи данных изложены в таблице N2
Таблица 2 - Требования к характеристикам предоставляемых каналов передачи данных
N п- п |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
1 |
2 |
3 |
1 |
Пропускная способность, Мегабит в секунду |
> 100 |
Согласно пункту 3.2. Технического задания установлены требования к предоставляемой абонентской линии:
В рамках оказания Услуг Исполнитель обеспечивает симметричную пропускную способность до оконечного оборудования на объектах Заказчика, а также предоставляет все необходимое оборудование для подключения линий связи к оконечному оборудованию Заказчика. Количество трафика не ограничено.
Организация линий связи согласно данному Техническому заданию, является ответственностью Исполнителя. Все расходы, связанные с ее организацией, являются зоной ответственности Исполнителя.
В случае, если для оказания Услуг возникает необходимость прокладки линий связи, установки оборудования и т.д., Исполнитель обязан провести комплекс мероприятий в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации (получение технических условий, разработку проектной документации, согласование допусков и размещения и т.п.) за счет собственных средств;
При оказании Услуг Исполнитель должен не допускать порчу имущества Заказчика и обеспечить сохранение целостности инженерных сетей Заказчика в зоне оказания Услуг.
Максимальный срок выполнения работ по организации каналов связи во всех точках включения, указанных в разделе 8 данного Технического задания: в течении 24 часов с момента подписания Контракта.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно Техническому заданию Заказчиком установлен код ОКПД2 - 61.10.4: Услуги телекоммуникационные проводные в информационно-коммуникационной сети Интернет, код КТРУ - 61.10.40.000- 00000003: Услуги по доступу к информационно-коммуникационной сети Интернет.
Согласно таблицы характеристик товара, работы, услуги размещённой в каталоге товаров, работ и услуг в ЕИС для позиции КТРУ N 61.10.40.000-00000003 для характеристики с наименованием: "Пропускная способность", предусматривается перечень значений характеристики - "1000" и "100" с единицами измерения "Мегабит в секунду" и является характеристикой обязательной для применения, что указано Заказчиком в Таблице 1 и 2 "Требования к характеристикам оказываемых услуг" п. 3 "Характеристики услуг", п.п.3.1 "Общие требования" Технического задания извещения о закупке.
Согласно п. 9 Правил оказания услуг по передачи данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2606 "Об утверждении правил оказания услуг по передачи данных" (далее - Правила) оператор связи вправе оказывать абоненту те услуги связи по передаче данных, на оказание которых этому оператору связи выдана лицензия (лицензии) на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия), в соответствии с лицензионными условиями, предусмотренными в выданной оператору связи лицензии.
Оказание услуг связи по передаче данных может сопровождаться оказанием оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами связи по передаче данных и направленных на повышение их потребительской ценности, при соблюдении требований, предусмотренных пунктами 34 и 35 настоящих Правил" и принимая во внимание определение ГОСТ Р 55387-2012 "Качество услуги "Доступ в Интернет" от 01.01.2014 "Интернет (Internet)- это компьютерная сеть, представляющая собой глобальную систему соединенных компьютерных сетей, использующих стек протоколов TCP/IP для передачи/обмена данными" услуга по предоставлению каналов передачи данных и услуга по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимость в предоставлении которых указаны Заказчиком в Таблице 1 и 2 "Требования к характеристикам оказываемых услуг" п. 3 "Характеристики услуг", п.п.3.1 "Общие требования" Технического задания, являться однородным видом услуг требующих от Исполнителя организации абонентских линий с последующим установлением сеанса связи подробно описанного в п. 3 Технического задания.
Согласно п. 34 Правил оператор связи не вправе обусловливать оказание одних услуг связи по передаче данных обязательным оказанием других услуг.
Согласно п. 24 Правил оператор связи в срок, не превышающий одного месяца со дня регистрации заявления о заключении договора об оказании услуг связи, осуществляет проверку наличия технической возможности предоставления доступа к сети передачи данных. При наличии такой технической возможности оператор связи заключает с заявителем договор об оказании услуг связи.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что утверждение Заявителя о необходимости в организации закупки услуги по организации волоконно-оптических линий связи и услуги по поставке оборудования являются не обоснованными. Так же закупка дополнительных услуг повлечет за собой существенное повышение стоимости действующей услуги, что в свою очередь не целесообразно при наличии, как минимум трёх операторов, согласно предоставленных коммерческих предложений, готовых предоставлять услуги по доступу к информационно-коммуникационной сети Интернет на основании текущего Технического задания.
Комиссия Крымского УФАС отмечает, что системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров (работ, услуг), которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в извещение о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Таким образом, Заказчиком закупается услуга по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организации каналов передачи данных между объектами Заказчика для обеспечения доступа к сети Интернет. При наличии сетей (линий связи) участника на территории, он может являться потенциальным участником закупки. Согласно пояснениям Заказчика, что с момента размещения извещения 11.04.2022 официальных обращений на проверку наличия технической возможности предоставления доступа к сети передачи данных со стороны Заявителя в адрес Заказчика не поступало.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.04.2022 NИЭА1 на участие в закупке было подано 3 заявки, признанные соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Сведений подтверждающих, что Заказчиком установлено некорректное описание объекта закупки, не позволяющее подать заявку на участие и ограничивающее количество участников, в материалы дела не представлено. Довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы)
Относительно установленного срока оказания услуг, Комиссия отмечает, что законодательство о контрактной системе не регламентирует порядок формирования сроков оказания услуг, соответственно решение о формировании сроков выполнения работ принимается Заказчиком, исходя из своих потребностей.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности оказания услуг на условиях, соответствующих потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "...Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре...".
Также на участие в закупке поданы 3 заявки участников электронного аукциона, которые выразили согласие с указанными сроками.
Следовательно, установление требований к срокам оказания услуг не противоречит положениям Закона о контрактной системе и довод жалобы признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Председатель Комиссии А.П.Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
Э.С.Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 22 апреля 2022 г. N 082/06/106-506/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2022