На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила),в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Протон-Пермские моторы" (далее - Заказчик),при проведении Заказчиком, АО "АГЗ РТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции и техническому перевооружению механосборочного и гальванического производства двигателя РД-191 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0456000001117000005) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика в части неправомерного продления срока выполнения работ, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 05.04.2022 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 14.04.2022.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 15.06.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -электронный аукцион;
3)начальная (максимальная) цена контракта - 3 314 472 902,77 рубля;
4)источник финансирования - средства федерального бюджета;
5)дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 25.09.2017;
6)на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников Аукциона;
7) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 28.09.2017;
8)в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе
Аукцион признан не состоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения первых частей заявок только одна заявка (ПАО "Камгэсэнергострой") признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
9)по результатам рассмотрения единственной заявки заявка
ПАО "Камгэсэнергострой" признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
10)Заказчиком с ПАО "Камгэсэнергострой" заключен государственный контракт от 10.11.2017 N 19145/17 (реестровый номер государственного контракта в ЕИС 4590400604417000005) (далее - Контракт).
Пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции от 27.06.2019) установлено, что если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств,по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе, предоставления подрядчиком в соответствии с Законом о контрактной системе обеспечения исполнения контракта.
Согласно сведениям ЕИС срок выполнения работ по Аукциону установлен до 31.10.2019, при этом Заказчиком дополнительным соглашением от 30.10.2019
N 7 (далее - Дополнительное соглашение N 7) продлен срок выполнения работ до 31.12.2020.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в процессе выполнения работ по Контракту возникла необходимость корректировки целей и задач, установленных при реализации инвестиционного проекта "Реконструкция и техническое перевооружение механосборочного и гальванического производства двигателя РД-191", а также необходимость проработки вопроса о внесении соответствующих изменений в проектную документацию, в связи с чем Заказчиком на основании пункта 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на дату заключения Дополнительного соглашения
N 7) продлен срок выполнения работ до 31.12.2020.
Также Заказчиком дополнительным соглашением от 12.04.2021 N 19 (далее - Дополнительное соглашение N 19) продлен срок выполнения работ до 31.12.2021.
На заседании Комиссии представители Заказчика представили документы и пояснили, что Заказчиком инициировано внесение изменений в проектную документацию (решение от 09.07.2019 N РД-459-р государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Госкорпорация "Роскосмос") силами проектного института, готовившего проект в первоначальной редакции, при этом Заказчиком положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" N 59-1-1-3-0089-2020 (далее - Заключение) получено 18.12.2020.
Кроме того, поскольку Заказчиком Заключение получено за 12 календарных дней до установленной Дополнительным соглашением N 7 даты выполнения работ, в связи с чем завершение работ по Контракту до 31.12.2020 невозможно.
При этом пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции от 24.02.2021) предусмотрено, что если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное пунктом 8 части 1 статьи 95
Закона о контрактной системе изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.
Так, Заказчиком направлен запрос об инициации принятия распоряжения Правительства Российской Федерации в пределах установленных полномочий о возможности продления сроков выполнения работ в Госкорпорацию "Роскосмос", по итогам которого Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 03.04.2021 N 870-р (далее - Распоряжение),на основании которого, а также в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95
Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на дату заключения Дополнительного соглашения N 19) Заказчиком продлен срок выполнения работ до 31.12.2021.
Также согласно сведениям ЕИС Заказчиком дополнительным соглашением от 30.12.2021 N 30 (далее - Дополнительное соглашение N 30) продлен срок выполнения работ до 30.06.2023.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили,что до установленного Дополнительным соглашением N 17 срока выполнения работ полный комплекс работ со стороны подрядчика не исполнен по независящим от сторон обстоятельствам, а именно в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, а также по причине частичного изменения и дополнения объемов работ в откорректированной проектной документации.
Исходя из вышеуказанного Заказчиком направлен запрос об инициации принятия распоряжения Правительства Российской Федерации в пределах установленных полномочий о возможности продления сроков выполнения работ до 30.06.2023 в Госкорпорацию "Роскосмос", кроме того, Заказчиком в Дополнительное соглашение N 30 включено безотлагательное условие вступления в силу положений пунктов соглашения после подписания соответствующего Распоряжения Правительства Российской Федерации,которое в настоящий момент, согласно пояснениям представителей Заказчика, подготовлено и проходит согласование профильмыми департаментами Госкорпорации "Роскосмос".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на дату вынесения решения), Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать действия АО "Протон-Пермские моторы" не противоречащими требованиям Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 апреля 2022 г. N П-124/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2022