рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Промстройинжиниринг" (далее - Заявитель) на действия ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области" (далее - Заказчик), комиссией по осуществлению закупок ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по осуществлению строительного контроля на объектах: "Ремонт автомобильной дороги "Белгород - Новый Оскол - Советское" - Косицыно км 0+027 - км 1+940 Новооскольского городского округа Белгородской области, "Ремонт автомобильной дороги "Белгород-Новый Оскол-Советское"-Песчанка км 3+176 - км 6+000 в Новооскольском городском округе Белгородской области", "Ремонт автодороги Большетроицкое - Артельное - Стрелица - Первая км 0+030 - км 6+567, км 9+310 - км 10+110, Шебекинского городского округа Белгородской области", "Ремонт автомобильной дороги Великомихайловка - Подвислое км 0+018 - км 2+800 в Новооскольском городском округе Белгородской области", "Ремонт автомобильной дороги Новая Безгинка- Сабельный-Севальный км 0+000 - км 8+300 в Новооскольском городском округе Белгородской области" "Ремонт автомобильной дороги Объездная автомобильная дорога п.Томаровка км 0+000 - км 3+960 Яковлевского городского округа Белгородской области", "Ремонт автомобильной дороги Ольшанка - Орлик - Комаревцево на участке км 3+700 - км 14+900 Чернянского района Белгородской области", "Ремонт автодороги "Максимовка-Мешковое-Терезовка" км 0+000 - 13+057 Шебекинского городского округа Белгородской области", "Ремонт автомобильной дороги "Старый Оскол - Чернянка - Новый Оскол"- Завалищено на участке км 0+000 - км 2+900 Чернянского района Белгородской области", "Ремонт автомобильной дороги Белгород - Шебекино - Волоконовка км 8+280 - км 9+285; км 9+455 - км 10+812 Белгородского района Белгородской области" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0826500000922001654) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
Согласно доводу жалобы Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программных и технических средств, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Конкурсе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя 20.04.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 21.04.2022.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при проведении Конкурса:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 19.03.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 23 675 180 рублей;
4) источник финансирования - бюджет Белгородской области, КБК - 82804091010120570244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 12.04.2022;
6) дата рассмотрения и оценки вторых частей - 14.04.2022;
7) на участие в Конкурсе подано 7 заявок от участников закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса и Закона о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано Федеральное автономное учреждение "Российский дорожный научно - исследовательский институт" с предложением о цене контракта в размере 10 727 223,07 рублей.
В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
Согласно подпункту "ж" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае отсутствия номера реестровой записи в реестре независимых гарантий, размещенном в единой информационной системе, несоответствия идентификационного кода закупки, для обеспечения заявки на участие в которой выдана независимая гарантия, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки, приглашении, а также если сумма независимой гарантии менее размера обеспечения заявок на участие в закупке, установленного заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что одновременно с возвратом заявки на участие в закупке, предусмотренным пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки направляет участнику закупки, подавшему такую заявку, уведомление о возврате заявки на участие в закупке с указанием оснований ее возврата. Возврат заявок на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе участник закупки для подачи заявки на участие в закупке выбирает с использованием электронной площадки способ обеспечения такой заявки путем указания реквизитов специального счета или указания номера реестровой записи из реестра независимых гарантий, размещенного в единой информационной системе.
В силу пункта 4 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде независимой гарантии оператор электронной площадки посредством взаимодействия с реестром независимых гарантий, размещенным в единой информационной системе, не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке проверяет наличие номера реестровой записи в таком реестре, сумму независимой гарантии, а также соответствие идентификационного кода закупки, указанного в независимой гарантии, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки. Оператор электронной площадки возвращает заявку подавшему ее участнику закупки в соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Пунктом 5 правил ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) установлено, что в целях ведения реестра гарант не позднее рабочего дня, следующего за днем выдачи независимой гарантии, формирует и включает в соответствии с Правилами указанные в пункте 4 Правил информацию и документы в реестр.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 12.04.2022 в 09:00.
Согласно извещению о проведении Конкурса размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе составляет 236 751,80 рубль.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Конкурсе.
Комиссией установлено, что Заявителем при формировании заявки на участие в Конкурсе в качестве способа обеспечения заявки на участие в Конкурсе выбрано предоставление независимой гарантии. В указанных целях банком ПАО АКБ "Абсолют Банк" (далее - Банк) 11.04.2022 выдана Заявителю независимая гарантия N 10367952 (далее - Независимая гарантия) на сумму 236 751,80 рубль.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, представил сведения, согласно которым 11.04.2022, а также 12.04.2022 при попытке подачи заявки на участие в Конкурсе в личном кабинете Заявителя в разделе "Номер реестровой записи независимой гарантии" Независимая гарантия не отображалась.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии также сообщил, что ввиду отсутствия сведений о Независимой гарантии на сайте Оператора электронной площадки, Заявителем предприняты меры по внесению номера реестровой записи Независимой гарантии посредством ручного ввода в соответствующей графе на сайте Оператора электронной площадки. Вместе с тем функционал сайта Оператора электронной площадки не позволил Заявителю ввести номер реестровой записи Независимой гарантии.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что при подаче заявки Заявителем на участие в Конкурсе Независимая гарантия на сайте Оператора электронной площадки не отображалась, поскольку на момент попыток подачи заявки сведения о Независимой гарантии Оператору электронной площадки не поступили.
Вместе с тем Комиссией установлено, что сведения о Независимой гарантии включены в реестр независимых гарантий - 11.04.2022 11:29.
Согласно сведениям специализированного программного обеспечения государственной информационной системы "Независимый регистратор", предназначенного для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, Оператору электронной площадки поступил пакет, содержащий сведения о Независимой гарантии, 13.04.2022 в 12:43, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Оператор электронной площадки в нарушение подпункта "ж" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе не предоставил возможность Заявителю подать заявку на участие в Конкурсе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность программных и технических средств, используемых при проведении Конкурса, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Конкурсе нарушают часть 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Промстройинжиниринг" обоснованной.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 21.04.2022 по делу N 28/06/105-1089/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 апреля 2022 г. N 28/06/105-1089/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2022