рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Стеллар" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ФКУ "Уральское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Заказчик), комиссией по осуществлению закупок ФКУ "Уральское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на поставку моноблока (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0362100026222000174) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу обращения Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программных и технических средств, в связи с чем заявка Заявителя возвращена.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 01.04.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 60 500 000 рубля;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 18803020830292019211;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 12.04.2022;
6) Аукцион признан несостоявшимся, на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно включать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира.
В соответствии подпунктом "д" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки осуществляет возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае указания иностранного государства в качестве страны происхождении товара в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со сведениями ЕИС, извещением об Аукционе объектом закупки является поставка моноблока (ОКПД2 26.20.15.000), в состав которого входит, в том числе программное обеспечение, на основании чего Заказчиком к участникам закупки установлен запрет в соответствии с Постановлением N 1236.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Оператором электронной площадки неправомерно возвращена заявка Заявителя на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем при подаче заявки на участие в Аукционе в электронной форме указана страна происхождения - Российская Федерация, Тайвань (Китай), а также в печатной форме заявки указана страна происхождения монитора - Тайвань (Китай), программное обеспечение - Российская Федерация.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях сообщил, что в извещении об Аукционе установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии с Постановлением N 1236 в связи с чем заявка Заявителя на участие в Аукционе возвращена Оператором электронной площадки на основании подпункта "д" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, а именно поскольку Заявителем указана страна происхождения товара, в том числе - Тайвань (Китай).
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, при этом запрет на монитор не распространяется.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя не подлежала возврату на участие в Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Оператора электронной площадки нарушают часть 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки выдать предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 22.04.2022 по делу N 22/44/99/149 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 апреля 2022 г. N 22/44/99/149
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2022