В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Оренбургское УФАС России) N 112-п от 25.04.2022 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:, Членов Инспекции:
В присутствии посредством видеоконференцсвязи:
Представителя ООО "Магазин "Нефтяник" -
Представитель Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница N 2" на заседание Инспекции Оренбургского УФАС России не явился, о дате, месте, времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница N 2" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Магазин "Нефтяник" (ИНН: 5609040263), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на поставку говядины (номер извещения N 0853500000321007829),
УСТАНОВИЛА:
19 апреля 2022 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница N 2" (далее - Заказчик) (вх. N 4191 от 19.04.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее по тексту - сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Магазин "Нефтяник" (далее по тексту - Общество, Поставщик) (ИНН: 5609040263), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на поставку говядины (номер извещения N 0853500000321007829).
Из обращения Заказчика следует, что между Заказчиком и Обществом 09.11.2021 г. был заключен договор на поставку говядины N 0853500000321007829.
Обществом не осуществлена поставка товара по заявке N 143/3 от 05.03.2022 г.
Заказчиком 11.03.2022 г. направлена заявка N 159/3 на поставку говядины.
09.03.2022 г. Общество направило обращение о расторжении контракта по соглашению сторон (исх. N 56/09).
11.03.2022 г. Заказчик направил в адрес Общества отказ (исх. N 42/7) от расторжения контракта по соглашению сторон, об изменении цены контракта, количества товара, сроков исполнения контракта, решение поставщика о прекращении исполнения обязательств по контракту с 11.03.2022 г.
11.03.2022 г. Обществом в адрес Заказчика направлено письменное обращение о расторжении контракта в одностороннем порядке (исх. N 56/10).
11.03.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлен ответ (исх. N 42/12) о том, что Поставщик допустил существенное нарушение условий контракта, а также Поставщиком не представлены обстоятельства, влекущие невозможность исполнения контракта.
14.03.2022 г. Поставщиком в адрес Заказчика направлено обращение (исх. N 56/11) об увеличении цены контракта, в связи с подорожанием продукции или расторжении контракта.
14.03.2022 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлен отказ (исх. N 42/7) от расторжения контракта по соглашению сторон, в связи, с нарушением существенных условий контракта.
21.03.2022 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлено уведомление о решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.04.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представитель Общества пояснила, что на момент подписания договора цена на мясо 1 категории была стабильной. В связи со сложившейся ситуацией в стране и на продуктовом рынке, на сегодняшний день цена мяса говядины 1 категории за 1 кг составляет 410 руб./кг, а по контракту 258, 36 руб. 10 марта 2022 г. 10 марта 2022 года Обществом осуществлена последняя поставка, но Заказчик отказался, сославшись на то, что поставка не соответствует условиям контракта. Также, Общество предлагало Заказчику мясо говядины замороженное 1 категории, но Заказчик также отказался.
Представитель Общества отметил, что неоднократно обращался к Заказчику с предложением о расторжении контракта по соглашению сторон, а также на то, что до марта 2022 года Обществом осуществлялись поставки в срок и без претензий со стороны Заказчика.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
13.10.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на поставку говядины (номер извещения N 0853500000321007829).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 160 164,73 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 27.10.2021 N0853500000321007829 ООО "Магазин "Нефтяник" признано победителем электронного аукциона с предложением по цене контракта 1 038 347,51 рублей.
09.11.2021 г. между ООО "Магазин "Нефтяник" и Заказчиком заключен контракт на поставку говядины N 0853500000321007829-3 на сумму 1 038 347,51 рублей (далее по тексту - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта, Поставщик обязуется передать в собственность говядину (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В соответствии с п. 3.1 Контракта, Товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается.
Материалами дела установлено, что Обществом осуществлялись поставки товара по Контракту в период январь-февраль 2022 г.
Вместе с тем, материалами дела установлено, что Обществом не осуществлена поставка товара по заявке N 143/3 от 05.03.2022 г., N 159/3 от 11.03.2022 г.
09.03.2022 г. Общество направило обращение о расторжении контракта по соглашению сторон (исх. N 56/09).
11.03.2022 г. Заказчик направил в адрес Общества отказ (исх. N 42/7) от расторжения контракта по соглашению сторон, об изменении цены контракта, количества товара, сроков исполнения контракта, решение поставщика о прекращении исполнения обязательств по контракту с 11.03.2022 г.
11.03.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлено требование (исх. N 42/5) о надлежащем исполнении контракта.
11.03.2022 г. Обществом в адрес Заказчика направлено письменное обращение о расторжении контракта в одностороннем порядке (исх. N 56/10).
11.03.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлен ответ (исх. N 42/12) о том, что Поставщик допустил существенное нарушение условий контракта, а также Поставщиком не представлены обстоятельства, влекущие невозможность исполнения контракта.
14.03.2022 г. Обществом в адрес Заказчика направлено обращение (исх. N 56/11) об увеличении цены контракта, в связи с подорожанием продукции или расторжении контракта.
14.03.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлен отказ (исх. N 42/7) от расторжения контракта по соглашению сторон, в связи, с нарушением существенных условий контракта.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме, Заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 12.2 Контракта, Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
21.03.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
21.03.2022 г. указанное решение размещено Заказчиком в Единой информационной системе.
21.03.2022 г. указанное решение Заказчика направлено в адрес Исполнителя посредством электронной почты.
21.03.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Поставщиком посредством электронной почты.
Ответ Общества на решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в материалы дела не представлен.
Учитывая положения ч. 12, ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 01.04.2022 г.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции действующей на момент размещения закупки), информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Из ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений действующего законодательства. Последствием включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе. О недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе. Между тем, из материалов дела не усматриваются признаки намеренного уклонения от исполнения указанного контракта, доказательств обратного на момент рассмотрения дела не представлено.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий ООО "Магазин "Нефтяник" не выявила.
Таким образом, Инспекция Оренбургского УФАС России при вышеуказанных обстоятельствах не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "Магазин "Нефтяник" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница N 2" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Магазин "Нефтяник" (ИНН: 5609040263), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на поставку говядины (номер извещения N 0853500000321007829), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 26 апреля 2022 г. N РНП-56-08-06-87/2022 (ключевые темы: односторонний порядок - исполнение контракта - реестр недобросовестных поставщиков - антимонопольный орган - надлежащее извещение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2022