Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
----------------;
в отсутствие представителей:
администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, Индивидуального предпринимателя ----------, надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения дела N 013/06/42-281/2022 (уведомление N 285 от 20.04.2022 г.),
рассмотрев 25 апреля 2022 года жалобу Индивидуального предпринимателя -------------- (далее - Заявитель) на действия Администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0109300006122000021 на выполнение работ по капитальному ремонту дороги по ул.Большая, ул.Лесная в рп.Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 18 апреля 2022 года поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России о назначении дела N 013/06/42-281/2022 о нарушении законодательства в сфере закупок от 20 апреля 2022 года N 285 рассмотрение жалобы назначено на 22 апреля 2022 года в 12 часов 00 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 20 апреля 2022 года N 285 о назначении дела N 013/06/42-281/2022 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
22.04.2022 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 25.04.2022 г. 16:00.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, действия Заказчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0109300006122000021 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 11.04.2022 09:59 (МСК) (Изменение извещения о проведении электронного аукциона от 11.04.2022 NИИ1).
Начальная (максимальная) цена контракта: 29 353 021,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 19.04.2022 10:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 19.04.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 20.04.2022.
Код бюджетной классификации: 910040913102S6260243.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.04.2022 NИЭА1 на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, 19.04.2022 10:00 (московское время), не подано ни одной заявки на участие в электронном аукционе. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке, на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
1. Заявителем в жалобе указано, что Заказчиком неправомерно не установлены единые требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - СРО), если иное не установлено настоящей статьей.
При этом, в соответствии с частью 2.1. статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Согласно части 1 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети "Интернет".
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ cаморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
В части 5 статьи 55.17 ГрК РФ установлено, что форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Таким образом, учитывая предмет (выполнение работ по капитальному ремонту дороги по ул.Большая, ул.Лесная в рп.Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия) и начальную (максимальную) цену контракта рассматриваемой закупки (29 353 021,00 рублей), Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона должны быть установлены требования, предъявляемые к участникам рассматриваемой закупки, а именно, требование о членстве участников в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что Извещение о проведении Аукциона содержит требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: "членство участника закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. Саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого таким участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Перечисленные выше требования не распространяются на участника закупки в случаях, предусмотренных ч.2.1, 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе установлены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N570).
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.
Во исполнение указанной нормы Закона принято Постановление N 570.
В Постановлении N 570 определен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее - перечень работ).
Постановление N 570 установлены следующие условия согласно подпунктам "а" - "в" пункта 2 Постановления N 570:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта.
При этом, перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрен в приложении к Постановлению N 570, что обязывает заказчика включить в документацию о закупке и проект контракта все возможные виды и объемы работ, составляющие описание объекта закупки и соответствующие видам работ, включенным в указанное приложение.
Как отмечалось ранее, предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту дороги по ул.Большая, ул.Лесная в рп.Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
При этом в подпункте 34 пункта 7.3 проекта контракта установлено, что "Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту перечень конкретных видов и объемов работ по строительству Объекта, стоимость которых, исходя из их сметной стоимости, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении составляет не менее 25 процентов цены настоящего Контракта (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570), по форме, указанной в приложении N2 к настоящему Контракту.
Возможные виды работ по строительству Объекта из числа видов работ, утвержденных постановлением, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту в соответствии с приложением N1 к описанию объекта закупки".
Кроме того, описание объекта закупки также содержит Перечень возможных видов и объемов работ по строительству объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту на выполнение работ по объекту капитального строительства
На основании изложенного, в нарушении части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Заказчиком в проекте контракта и описании объекта закупки установлены возможные виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Довод заявителя признан обоснованным.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Как отмечалось ранее в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с частями 4,5 статьи 31 Закона о контрактной в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту дороги по ул.Большая, ул.Лесная в рп.Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия с начальной (максимальной) ценой контракта 29 353 021,00 рублей.
Таким образом, учитывая объект закупки и начальную (максимальную) цену контракта, к участникам закупки должны быть установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению N 2571.
Между тем, в Извещении о проведении электронного Аукциона установлено требование к участникам закупки в соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571.
На основании изложенного Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия, в том числе о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе (в редакции Закона о контрактной системе, действовавшей на момент размещения Извещения о проведении Аукциона) предусмотрено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещения об осуществлении закупки по которому размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке по которому направлены с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 января 2023 года - не более десяти рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая оформления документа о приемке без использования единой информационной системы, при котором срок оплаты должен составлять не более тридцати дней с даты подписания такого документа, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 2.5 проекта контракта установлено, что Заказчик производит оплату за выполненные работы в течение 10 (десяти) дней с даты подписания заказчиком документа(ов) о приемке выполненных работ в соответствии с объемами работ, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации.
Между тем, пункт 6.2 предусматривает следующие сроки и порядок оплаты: оплата выполненных работ осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, в соответствии с Графиком оплаты выполненных работ (приложение N3 к контракту) на основании сметы контракта (Приложение N4 к контракту) не более чем в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня подписания Сторонами актов о приемке выполненных работ формы КС-2, и прилагаемой к ним справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3. Окончательный расчет производится Заказчиком в размере, установленном в Графике оплаты выполненных работ, не более чем в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком последнего акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и прилагаемой к нему справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), а также подписания Сторонами Акта приемки законченного строительством объекта (Форма КС-11).
График оплаты выполненных по контракту работ (Приложение N3 к проекту контракта) указывает, что Заказчик производит оплату за выполненные работы в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа (ов) о приемке выполненных работ в соответствии с объемами работ, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя ----------- на действия Администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия при проведении электронного аукциона N 0109300006122000021 на выполнение работ по капитальному ремонту дороги по ул.Большая, ул.Лесная в рп.Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия обоснованной в части довода 2, указанного в жалобе.
2. Признать действия Заказчика нарушением части 3 статьи 7, пункта 12 части 1 статьи 42, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 25 апреля 2022 г. N 013/06/42-281/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2022