Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 061/06/42-518/2022 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0858300003222000095 "Приобретение в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в режиме видеоконференции, в присутствии представителя Заказчика (Дубина С.Ю.), в отсутствие представителей Заявителя и Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения документации об аукционе.
Заказчик представил письменные пояснения, в которых возражал против доводов жалобы.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0858300003222000095:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 1080606.53 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 19.04.2022 года в 10 часов 00 минут.
Доводом жалобы Заявителя является отсутствие в извещении об осуществлении закупки информации об источнике финансирования.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
9) источник финансирования.
В ходе рассмотрения дела установлено, что извещение, сформированное Заказчиком, не содержит информации об источнике финансирования закупки:
Таким образом, Заказчик нарушил ч.1 ст.42 Закона.
Доводом жалобы Заявителя является наличие противоречивых требований в извещении об осуществлении закупки и в проекте контракта к размеру обеспечения гарантийных обстоятельств.
В соответствии с п.17 ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
17) размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
В ходе рассмотрения дела установлено, что извещение, сформированное Заказчиком, содержит следующую информацию о размере обеспечения гарантийных обязательств:
Обеспечение гарантийных обязательств |
|
Требуется обеспечение гарантийных обязательств |
|
Размер обеспечения гарантийных обязательств |
10806.07 Российский рубль |
Однако, в проекте контракта (п.12.22) Заказчик указал иной размер обеспечения гаратийных обязательств:
12.22. Продавец обязан предоставить обеспечение гарантийных обязательств по Контракту в размере 108 060 (Сто восемь тысяч шестьдесят) рублей 65 копеек, что составляет 10 % от начальной (максимальной) цены Контракта.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.1 ст.42 Закона.
Согласно доводам Заявителя, требования к составу заявки, установленные Заказчиком, не соответствуют Закону. По мнению Заявителя, заявка на участие в данной закупке должна содержать документы, подтверждающие наличие права собственности на объект жилой недвижимости. Однако, Заказчик данное требование к составу заявки не установил.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пп. "н" п.1, пп. "в" п.2 ч.1 ст.43 Закона для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки:
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно ст.4 Закона N218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него.
Результатом проведения закупки является заключение муниципального контракта. В соответствии с частью 1 ст. 34 Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В заявке участник закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона должен указать характеристики предлагаемого товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона.
В силу требований ст. 554 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в муниципальном контракте (договоре) купли-продажи должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. Для индивидуализации предмета договора купли-продажи недвижимого имущества достаточно указания в договоре кадастрового номера объекта недвижимости.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Таким образом, заключение муниципального контракта на приобретение жилого помещения с лицом, не обладающим правом собственности на жилое помещение, за исключением лица, действующего в интересах собственника по доверенности, а также на продажу неопределенного на момент заключения жилого помещения, в силу вышеуказанных норм невозможно.
Кроме того, правоотношения сторон - собственника недвижимого имущества и его приобретателя - являются отношениями по передаче товара (объекта) и прав собственности на него от одной стороны другой по договору купли-продажи регулируются положениями главы 30 (§ 7) ГК РФ.
Отношения сторон, связанные с совершением одной стороной действий по поиску на рынке подходящего для другой стороны недвижимого имущества и последующих действий по оформлению передачи ей прав собственности на такое имущество, являются правоотношениями по договорам возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ), поручения (глава 49 ГК РФ) или агентирования (глава 52 ГК РФ).
Соответственно объектом закупки в одном случае является - товар, а в другом - услуги (действия).
Согласно ст.ст. 18, 21 Закона выбор объекта закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки принадлежит заказчику при формировании плана закупок.
Установление такого требования, как наличие государственной регистрации прав на недвижимое имущество соответствует законодательству о контрактной системе.
В силу ч.5 ст.40 Закона N218-ФЗ предусмотрено осуществление государственной регистрации права собственности на квартиру в многоквартирном доме.
Согласно ч.3 ст.16 Жилищного кодекса РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В силу п.2 ст.8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
По правилам п.1 ст.131 ГК РФ:
- право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней;
- регистрации подлежат: право собственности право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях. предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Согласно п.1 ст.164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
На основании ч.1 ст.28 Закона N218-ФЗ государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРН.
Таким образом, требование Заказчика о наличии в составе заявки документов, подтверждающих право собственности на предлагаемое к поставке жилое помещение, соответствует законодательству о контрактной системе.
В п.7 Технического задания Заказчик установил, в том числе:
Требования к документам, необходимым для заполнения и заключения контракта (предоставляется после признания победителем участника электронного аукциона) |
Копия документа, подтверждающего право собственности (копия свидетельства о государственной регистрации права собственности или иной документ, подтверждающий наличие государственной регистрации прав на жилое помещение в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданный органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"); |
При этом, в разделе "Требования к содержанию и составу заявки" отсутствует указание на необходимость предоставления документов, подтверждающих право собственности участника на объект недвижимого имущества.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.2 ст.42 Закона.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что положения инструкции по заполнению заявки являются неоднозначными и запутывающими.
Так, например, в Инструкции по заполнению заявки (далее - Инструкция) Заказчик установил:
- указание в заявке показателей товара в виде диапазонов числовых значений (открытых или закрытых) признается указанием конкретных значений показателей товара в случае если нормативными документами (ГОСТ, ТУ, СНиП и т.п.) установлены требования к таким показателям в виде диапазонов числовых значений (открытых или закрытых);
- если Заказчиком указано несколько значений показателей, используемых для определения соответствия его потребностям или эквивалентности предлагаемого к поставке или используемого при выполнении работ (оказании услуг) товара, и при их перечислении используется союз "и", "," (запятая), ";" (точка с запятой), "/" (знак слэш) это означает, что Заказчику требуются товары одновременно с каждым из указанных значений показателей. В этом случае участнику закупки необходимо указать все перечисленные Заказчиком значения таких показателей;
- если Заказчиком для определения соответствия его потребностям или эквивалентности предлагаемого к поставке или используемого при выполнении работ (оказании услуг) товара применяются союзы "или" или "либо", это означает, что Заказчику требуется товар только с одним из указанных показателей. В таком случае, участнику закупки необходимо выбрать товар только с одним из показателей;
- Применение Заказчиком союза "и (или)" означает возможность поставки или использования при выполнении работ (оказания услуг) как одновременно товаров со всеми указанными показателями, так и товара только с одним из показателей;
- если Заказчиком для определения соответствия его потребностям или эквивалентности предлагаемого к поставке или используемого при выполнении работ (оказании услуг) товара используется максимальное или минимальное значение показателя, которое сопровождается такими словами как: "не более", "не менее", "менее", "более", "не ниже", "не выше", "ниже", "выше", "от", "до" и т.д., то в таком случае участник закупки в своей заявке должен указать конкретное значения такого показателя (без слов "не более", "не менее" и.т.д.), которое не должно превышать максимального или не должно быть меньше минимального значения показателя, установленного Заказчиком;
- при указании минимальных значений: "от", "более", "не менее" и другие, минимальным значением является нижняя граница диапазона;
- при указании максимальных значений: "до", "не более", "менее" и другие, максимальным значением является верхняя граница диапазона;
- если Заказчиком для определения соответствия его потребностям или эквивалентности предлагаемого к поставке или используемого при выполнении работ (оказании услуг) товара используется значение показателя, которое не может изменяться (т.е. конкретное значение показателя), то в таком случае участник закупки в своей заявке должен указать такое же значение этого показателя;
- если Заказчиком для определения соответствия его потребностям или эквивалентности предлагаемого к поставке или используемого при выполнении работ (оказании услуг) товара используется диапазонное значение показателя с пометкой "(диапазон)", то в таком случае участник размещения заказа в своей заявке также должен указать диапазонное значение, соответствующее установленному Заказчиком;
- в случае, если Заказчик, для определения соответствия его потребностям или эквивалентности предлагаемого к поставке или используемого при выполнении работ (оказании услуг) товара, указал два или более показателя (значения), причем второй и последующие показатели (значения) заключены в скобки, то показатели (значения), заключенные в скобки, рассматриваются как пояснительные слова, как-либо дополняющие показатель (значение), не заключенный в скобки. Участник размещения заказа в своей заявке, указывая конкретные показатели, соответствующие требованиям заказчика может применять показатель (значение) не заключенное в скобки, как без пояснительного слова, так и с его применением;
- в случае, если Заказчиком для определения соответствия его потребностям или эквивалентности предлагаемого к поставке или используемого при выполнении работ (оказании услуг) товара используется значение числового показателя и слово "более", при этом между числовым показателем и словом "более" используется союз "и" (например "50 мм и более"), то в таком случае участник размещения заказа в своей заявке должен указать точно такое же значение показателя, в точности соответствующее значению указанному Заказчиком (пример: "50 мм и более");
- знак "-" (тире) указывается в качестве знака тире между значениями, обозначая предельные значения требуемых показателей, из которого участник должен выбрать конкретное значение. В данном случае участник обязан указать показатель без "-" (тире). При этом, крайние значения показателя входят в границы требуемых значений. Например: "Ширина должна быть 75-150 мм". Соответственно участник предлагает: например "ширина 75", "ширина 80", "ширина 150" и т.п. Исключение составляют значения показателя указанное в соответствии с п.5 настоящей Инструкции;
- остальных случаях знак "-" (тире) указан как знак препинания или знак "-" (минус) в температурных показателях;
- размеры габаритные (длина, ширина, высота, толщина, и т.д.) перечисленные через знак "х" (математический знак умножения) означает, что каждое значение является отдельной характеристикой и идет перечисление размеров (например "размер, мм: 160х80х20"), значит участник должен указать все три характеристики (пример: "размер, мм: 160х80х20"). Если перед какой-то из характеристик стоят слова или знаки означающие, что данный размер является неконкретным (минимальным (максимальным) значением), значит, участник должен указать конкретное значение данной характеристики (например: "диаметр 10 мм х длина не менее 15 мм", участник указывает, пример: "диаметр 10 мм х длина 15 мм (или 16 и т.д.), то есть конкретное значение длины; "сечение 10 мм-20 мм х 15 мм-25 мм, участник указывает, пример: "сечение 10 мм х 15 мм" или "сечение 20 мм х 25 мм" и т.д., то есть конкретное значение сечения).
Комиссия отмечает, что Заказчик устанавливает требования к товарам в зависимости от характера изложения и знаков препинания. В случае, если требования для Заказчика являются существенными, он вправе указать их в самом описании объекта закупки, а не ставить в зависимость от знаков препинания и символов, допуская возможность неправильной трактовки участником требований документации и, как следствие, предложения товара, несоответствующего требованиям Заказчика.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.42 Закона в извещении должны быть определены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 ст.33 Закона предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указание на то, что включение в документацию показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями ч.1 ст.33 Закона, означает, что показатели должны представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Через инструкцию требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, Заказчиком поставлены в прямую зависимость от формы их изложения. Выявленные нарушения Закона, создают условия для указания участниками в заявках неверных характеристик и, соответственно, отклонения заявок аукционной комиссией.
Использование усложненных документаций имеет своими последствиями не только вред, причиняемый бюджету в виде заключения контрактов по стартовым ценам, но также увеличение или срыв сроков поставки закупаемых товаров, сроков выполнения работ и оказания услуг, создает препятствия для полного и своевременного освоения бюджетных средств.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2017 по делу NА53-19097/2016, включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок. При этом, оценка содержания инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в первой части заявки.
Позиция антимонопольного органа о недопустимости подготовки усложненных инструкций поддерживается арбитражной практикой: Решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.07.2019 по делу NА53-26885/2019, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2019 по делу NА53-27847/2019, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.01.2020 по делу NА53-1541/2020, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2020 по делу N А53-13387/2020, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 по делу NА53-40566/2019, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу NА53-39493/2019, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 по делу NА53-24106/2018.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования ч.2 ст.42 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.ч.1, 2 ст.42 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании аукциона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Иванкова
В.В. Моргунов
исп. Моргунов В.В.;
тел.: 8(863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 21 апреля 2022 г. N ________/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2022