Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская больница N 40" (далее - Заказчик);
АО "Комбинат социального питания Красносельского района" (далее - Заявитель);
в отсутствие представителей:
Администрация Курортного района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), уведомлённого о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 10390-ЭП/22 от 14.04.2022) на действия конкурсной комиссии при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме в электронной форме на оказание услуг по организации питания пациентов СПб ГБУЗ "Городская больница N 40" во 2-4 кварталах 2022 года (извещение номер 0172200000622000045) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 22.03.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200000622000045. Начальная (максимальная) цена контракта - 39 000 000,00 рублей.
В жалобе АО "Комбинат социального питания Красносельского района" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка оценки заявки на участие в конкурсе.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы, подтверждают следующие обстоятельства
1. В соответствии с ч. 11 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу ч. 13 ст. 49 Закона о контрактной системе, протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных п. 2 и 4 ч. 1 ст. 52 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 08.04.2022 NПРОI1, заявка Заявителя была оценена следующим образом:
"Непредставление информации и документов, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г", "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов извещению об осуществлении закупки (п.1 ч.5 ст.48 Закона о контрактной системе)
Причина несоответствия:
С учетом положений ч. 1 с. 34, пп. д) п.2 ч.2 ст. 51 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, при этом информация о предложении участника закупки в части качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта включается в проект контракта, размещаемый заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, все предоставляемые участником в своем предложении сведения должны быть достоверными и не противоречить техническому заданию, так как информация о таком предложении подлежит обязательному включению в проект контракта, то есть становиться условием исполнения контракта.
1) В составе заявки участника закупки представлена информация о технологических картах кулинарного изделия (блюда), в том числе для пациентов-детей без разделения на возрастные группы, тогда как выход готового блюда для различных возрастных групп пациентов-детей отличается;
2) Также в представленных технологических картах кулинарного изделия (блюда) не указаны сезоны таких овощей, как картофель, морковь. Например: N 344 "Морковь с зеленым горошком", N 76 "Борщ вегетарианский", N 56 "Икра морковная";
3) Не указано количество готовых макаронных изделий в технологических картах кулинарного изделия (блюда) N 112 "Вермишель молочная", выход с учетом привара макаронных изделий из 12 гр. сухой вермишели составит (м*2,85) 34,2 гр., из технологической карты кулинарного изделия (блюда) не понятно, в каком процентном соотношении молока и воды закладывается готовая вермишель; 4) Не соответствие нормы закладки кофейного напитка по технологической карте кулинарного изделия (блюда) N 432 выходу готового напитка, по "Сборнику методических рекомендаций по организации питания детей и подростков в учреждениях Санкт-Петербурга, 2008 год" норма закладки кофейного напитка 2 гр, сахара 7 гр, молока 75 гр;
И так далее."
В свою очередь, податель жалобы не согласился с результатами работы конкурсной комиссии и обратился с жалобой в антимонопольный орган.
В соответствии с пп. б) п. 1) ч.15 ст. 48 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 настоящей статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
При этом согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Таким образом, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, Извещение об осуществлении закупки должно содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию возможна количественная оценка;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией.
Исходя из указанных положений Закона о контрактной системе и подзаконных актов, при осуществлении закупок требования к закупаемым товарам, работам, услугам должны быть прописаны таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара, работ, услуг именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Между тем, в силу положений п. 6 ч. 5 ст. 19 и п.5 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья) пациент имеет право на получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях, а медицинская организация обязана обеспечивать такого пациента лечебным питанием.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при организации питания в медицинских организациях обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.
Согласно п.3 Порядка обеспечения пациентов лечебным питанием, утвержденным Приказом Минздрава России от 23.09.2020 N 1008н "Об утверждении порядка обеспечения пациентов лечебным питанием" лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий и включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, включая смеси белковые композитные сухие и витаминно-минеральные комплексы, подвергаемых соответствующей технологической обработке, а также лечебные продукты энтерального питания.
В соответствии с п. 7.1.2 санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения":
"При организации питания пациентов медицинских организаций должны учитываться принципы лечебного питания. Рацион питания должен быть разнообразным и соответствовать лечебным показаниям по химическому составу, пищевой ценности, набору пищевой продукции, режиму питания, сбалансированности рациона питания по всем незаменимым и заменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, жиры и жирные кислоты, углеводы, витамины, минеральные вещества. В дни замены пищевой продукции и блюд должен осуществляться подсчет химического состава и пищевой ценности диет."
В ст. 3.1 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение N 5 к Извещению) установлено:
"Предложение о качестве должно быть разработано участником с учетом требований технического задания со всеми приложениями, являющимися его неотъемлемой частью, а также требований санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 года N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20", Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2003 N 98 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03", ГОСТ 30390-2013 "Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия", санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2020 года N 36 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20" (далее - СП).
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил следующее:
"В первой части заявки участника содержится ряд несоответствий:
1) В составе заявки участника закупки представлена информация о технологических картах кулинарного изделия (блюда), в том числе для пациентов-детей без разделения на возрастные группы, тогда как выход готового блюда для различных возрастных групп пациентов-детей отличается;
Пояснения:
В соответствии с п. 1.3. р. I Технического задания (Приложение N 1 к Извещению "Описание объекта закупки") приготовление Питания пациентов осуществляется строго в соответствии с цикличными семидневными меню по диетам (Приложение N 1 к Техническому заданию), с применением карточек-раскладок, разработанных Исполнителем и утвержденных Заказчиком, с соблюдением норм закладки продуктов, технологии приготовления и норм выхода готовых блюд, требований технического задания.
Соответственно Заказчик, подразумевает, что в технологической документации на готовые блюда должна быть указана диета. В случае с пациентами-детьми, диеты подразделяются по возрасту "дети 1-3", "дети 4-6", "дети 7-10", "дети 11-18", что четко описано в последнем абзаце п. 1 р. II Технического задания (Приложение N 1 к Извещению "Описание объекта закупки"). При этом Исполнитель посчитал обязательным указать диеты в технологических картах кулинарного изделия (блюда) для взрослых пациентов, не указав при этом такие пациентов-детей. По мнению Заказчика такое не указание в технологических картах кулинарного изделия (блюда) для пациентов-детей является не соответствием Техническому заданию.
2) Также в представленных технологических картах кулинарного изделия (блюда) не указаны сезоны таких овощей, как картофель, морковь. Например: N 344 "Морковь с зеленым горошком", N 76 "Борщ вегетарианский", N 56 "Икра морковная";
Пояснения:
В соответствии с п. 1.3. р. I Технического задания (Приложение N 1 к Извещению "Описание объекта закупки") приготовление Питания пациентов осуществляется строго в соответствии с цикличными семидневными меню по диетам (Приложение N 1 к Техническому заданию), с применением карточек-раскладок, разработанных Исполнителем и утвержденных Заказчиком, с соблюдением норм закладки продуктов, технологии приготовления и норм выхода готовых блюд, требований технического задания.
Соответственно Заказчик, подразумевает, что в технологической документации на готовые блюда должны быть указаны верно как вес "БРУТТО" (норма закладки), так и вес "НЕТТО" (норма выхода). Так как, технологические карты кулинарного изделия (блюда) составляются Исполнителем не только для Заказчика, но и для поваров на его производстве, которые и осуществляют закладку сырья. Такие несоответствия приводят к существенным нарушениям, в определенный период, при неверной закладке сырья, количество привезенного готового блюда для раздачи пациентам на порции, может не хватить порционно. Например: для веса "НЕТТО" в 84 грамма для картофеля, вес "БРУТТО" может составлять от 105 гр. (в августе) до 140 гр. (в марте-июле).
По мнению Заказчика такое не указание в технологических картах кулинарного изделия (блюда) является не соответствием Техническому заданию.
3) Не указано количество готовых макаронных изделий в технологических картах кулинарного изделия (блюда) N 112 "Вермишель молочная", выход с учетом привара макаронных изделий из 12 гр. сухой вермишели составит (м*2,85) 34,2 гр., из технологической карты кулинарного изделия (блюда) не понятно, в каком процентном соотношении молока и воды закладывается готовая вермишель;
Пояснения:
В соответствии с п. 1.3. р. I Технического задания (Приложение N 1 к Извещению "Описание объекта закупки") приготовление Питания пациентов осуществляется строго в соответствии с цикличными семидневными меню по диетам (Приложение N 1 к Техническому заданию), с применением карточек-раскладок, разработанных Исполнителем и утвержденных Заказчиком, с соблюдением норм закладки продуктов, технологии приготовления и норм выхода готовых блюд, требований технического задания.
Соответственно Заказчик, подразумевает, что в технологической документации на готовые блюда должны быть указаны верно как вес "БРУТТО" (норма закладки), так и вес "НЕТТО" (норма выхода), в том числе указание вид закладываемого продукта.
Из представленной Заявителем технологической карты кулинарного изделия (блюда) N 112, не ясно, какие-именно макаронные изделия закладываются в блюдо (сухие или отварные).
То есть если в блюдо закладываются сухие макароны, то в карте не учтен привар макаронных изделий. Макаронные изделия при варке набирают в себя жидкость и разбухают, при этом их вес увеличивается по нормативам в 2,85 раз от сухой массы сырья. То есть, если отваренные макароны (12*2,85=34,2 гр) добавить в смесь молока и воды с добавлением масла сливочного и сахара, то вес готового блюда ("выход") будет составлять с учетом потери 1% веса на порционирование - 172,8 гр. Тогда как в карте указано 150 гр.
В случае закладки уже готовых макаронных изделий в предложенной карте отсутствует указание на использование полуфабриката ("Вермишель отварная") и не приложена технологическая карта на данный полуфабрикат.
По мнению Заказчика такое предоставление технологической карты кулинарного изделия (блюда) является не соответствием Техническому заданию.
4) Не соответствие нормы закладки кофейного напитка по технологической карте кулинарного изделия (блюда) N 432 выходу готового напитка, по "Сборнику методических рекомендаций по организации питания детей и подростков в учреждениях Санкт-Петербурга, 2008 год" норма закладки кофейного напитка 2 гр, сахара 7 гр, молока 75 гр;
Пояснения:
В соответствии с п. 1.3. р. I Технического задания (Приложение N 1 к Извещению "Описание объекта закупки") приготовление Питания пациентов осуществляется строго в соответствии с цикличными семидневными меню по диетам (Приложение N 1 к Техническому заданию), с применением карточек-раскладок, разработанных Исполнителем и утвержденных Заказчиком, с соблюдением норм закладки продуктов, технологии приготовления и норм выхода готовых блюд, требований технического задания.
Соответственно Заказчик, подразумевает, что в технологической документации на готовые блюда должны быть указаны верно как вес "БРУТТО" (норма закладки), так и вес "НЕТТО" (норма выхода), в том числе указание на вид закладываемого продукта.
Из представленной Заявителем технологической карты кулинарного изделия (блюда) N 432, не ясно, какой-именно кафейный напиток закладывается в блюдо.
Исходя из накопительных ведомостей выполнения норм питания к цикличным семидневным меню по диетам (Приложение N 1.1 к Техническому заданию) кофейный напиток для детей не должен содержать в своем составе натуральный кофе.
Соответственно, в технологической карте кулинарного изделия (блюда) для Кофейного напитка в наименовании сырья должны было быть указано "Кофейный напиток (не содержащий в своем составе натуральный кофе)", тогда как в представленной Заявителем технологической карте кулинарного изделия (блюда) N 432 в наименовании сырья указано только "Кофейный напиток". Из чего можно сделать вывод, что предложенный Заявителем кофейный напиток может содержать в своем составе натуральный кофе, а следовательно норма закладки сырья должна быть уменьшена.
Если же Заявитель планировал использование Кофейного напитка (не содержащего в своем составе натуральный кофе), то он в технологической карте кулинарного изделия (блюда) N 432 должен был прямо на это указать, в соответствии с Методическими рекомендациями.
По мнению Заказчика, такое предоставление технологической карты кулинарного изделия (блюда) является не соответствием Техническому заданию.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в составе заявки Заявителя представлена информация не соответствующая Техническому заданию, так как технологические карты кулинарных изделий (блюд) и карточки-раскладки не корреспондируют с Цикличными семидневными меню по диетам (Приложение N 1 к Техническому заданию) и Накопительными ведомостями выполнения норм питания к цикличным семидневным меню по диетам (Приложение N 1.1 к Техническому заданию).
Таким образом, Комиссия УФАС не находит оснований для признания доводов Заявителя обоснованными в указанной части.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Комбинат социального питания Красносельского района" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 апреля 2022 г. N 44-1198/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2022