Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская больница N 40 Курортного района" (далее - Заказчик):
ООО "ВИРАПРОМ" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 10691-ЭП/22 от 18.04.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту системы беспроводного вызова медицинского персонала в СПб ГБУЗ "Городская больница N 40" в 2022 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 08.04.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200047722000186. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 499 095, 94 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, и которые выразились в нарушении правил описания объекта закупки, в части описания товаров с характеристиками, характерными для товаров, производимых компанией Solt Co, Ltd, единственным дистрибьютором которой на территории Российской Федерации является Общество с ограниченной ответственностью "МедиКо".
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Из содержания извещения следует, что объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту системы беспроводного вызова медицинского персонала.
В Приложении N 1 к Извещению Заказчиком также определен перечень товаров и их характеристики, которые должны быть использованы при выполнении работ по ремонту уже имеющегося у Заказчика оборудования.
Таким образом, в рассматриваемом случае указанные в извещении товарные позиции являются используемыми при выполнении работ,т.е. расходными материалами и не являются объектом поставки, не связанными процессом выполнения закупаемых работ.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что указанные в документации требования не определяют потребности Заказчика и характерны только для товара, производимого единственным производителем, имеющим одного дистрибьютора.
Комиссия УФАС отмечает, что содержащееся в составе жалобы в качестве подтверждения доводов Заявителя указание на проведенный Заявителем анализ рынка, не соответствует признакам допустимого доказательства, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о надлежащем выполнении анализа с точки зрения его полноты и достоверности, а также документы, подтверждающие право лица, проводившего исследование на право проведения соответствующей экспертизы.
Также Комиссия УФАС отмечает, что предметом рассматриваемой закупки является не производство и поставка товаров, обладающих определенными функциональными свойствами, а выполнение работ с использованием товаров, указанных Заказчиком в извещении. Оборот указанных товаров не ограничен, а, следовательно, возможность их приобретения с целью дальнейшего использования в качестве запасных частей и расходных материалов при выполнении ремонтных работ имеет любой участник закупки, заинтересованный в участии в рассматриваемом аукционе.
Кроме того, на заседании Комиссии УФАС Заказчиком представлен перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию товарных позиций, указанных Заказчиком в извещении, в т.ч. ООО "Эллат Автоматизация", ООО "АРКУС-Ц", ООО "Электросервис" и пр.
При указанных обстоятельствах, в рассматриваемом случае Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика признаков ограничения количества участников закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ВИРАПРОМ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 апреля 2022 г. N 44-1191/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2022