Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Карачаево-Черкесский онкологический диспансер имени С.П. Бутова" (далее - заказчик) в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее - заявитель, ООО "РЕНЕССАНС-МЕД"), надлежащим образом извещенных уведомлением N1160-1/6 от 20.04.2022, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "РЕНЕССАНС-МЕД", рассмотрев жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0379200006722000064 "Поставка насосов инфузионных эластомерных для обеспечения государственных нужд" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, описание объекта закупки аукциона составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в описание объекта закупки.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, уведомлением были извещены представители заказчика, оператора электронной площадки АО "ЕЭТП", в том числе ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
Рассмотрение жалобы ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" Комиссией состоялось 25 апреля 2022 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "РЕНЕССАНС-МЕД", проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав представителей заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
12.04.2022 в 16:05 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0379200006722000064 "Поставка насосов инфузионных эластомерных для обеспечения государственных нужд" (извещение о проведении аукциона - 12.04.2022 в 16:05 ч.) для неограниченного количества участников путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 3 133 242, 00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 12.04.2022 в 16:05 ч.; Дата и время окончания срока подачи заявок - 19.04.2022 в 13:23 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка насосов инфузионных эластомерных.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России, не оспаривая право заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в описании объекта закупки, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о контрактной системе, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в техническом задании.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Техническое задание закупки содержит описание закупаемого товара - насосов инфузионных эластомерных код КТРУ 32.50.50.190-00002767: "Насос инфузионный эластомерный" - "Объем резервуара не менее 300 мл. не более 450 мл.; Постоянная скорость 10 л/ч; Время инфузии не более 30 ч.; Остаточный объем в линии не более 2 мл; Наличие резервуара, состоящего из эластичного химически инертного медицинского силикона, не содержит латекс и фталаты значение не изменяемое; Наличие высокопрочного защитного пластикового корпуса, выдерживающего в течение 16 мс пикового ударного ускорения 10g. значение не изменяемое; Наличие механизма, контролирующего точность подачи раствора, и обеспечивающий гарантию точности инфузии при заполнении резервуара от 50% от объема резервуара значение не изменяемое; Наличие четкой визуальной шкалы деления с шагом не более 10 мл. значение не изменяемое; Материал из которого изготовлен корпус должен быть защищен от УФ- излучения от 220 до 360 нм. значение не изменяемое; Порт для заполнения препарата должен иметь запорный клапан значение не изменяемое; Наличие в порту заполнения двух фильтров грубой очистки значение не изменяемое; Наличие на дистальном конце удлинительной линии колпачка со встроенным воздушным фильтром значение не изменяемое; Наличие устройства, создающего равное давление как в самой помпе, так и в катетере значение не изменяемое; Наличие цветовой кодировки на дистальном конце, обозначающей скорость введения инфузии значение не изменяемое; Инфузионная линия защищена от перегибов значение не изменяемое; Удлинительная линия должна быть снабжена инфузионным фильтром с размером ячеек 1,2 микрона значение не изменяемое; Наличие на инфузионной линии скользящего зажима значение не изменяемое; Герметичность соединений значение не изменяемое; Наличие ленты для крепления помпы значение не изменяемое; Наклейка, бланк значение не изменяемое; Упаковка индивидуальная, стерильная бумага полипропилен; Маркировка стерильно; только для одноразового применения, не содержит латекс, не содержит DEHP; Стерилизация. Окись этилена значение не изменяемое".
Заявитель полагает, что в совокупности требования Технического задания, в частности требованию к "Объему резервуара не менее 300 мл. не более 450 мл.; Время инфузии не более 30 ч.", "Остаточный объем в линии не более 2 мл" соответствует товар единственного производителя, а именно: "Woo Young medical".
По мнению заявителя, данное требование исключает возможность участникам закупки предложить альтернативный товар - Ace medical, Vogt Medical, B.Braun, Mederen.
Представитель заказчика, на заседании комиссии не согласилась с доводами заявителя и в своих письменных возражениях пояснила, что установленные функциональные требования в техническом задании обусловлены потребностью заказчика. Заказчик не имеет возможности знать все представленные на рынке модели и товарные знаки. Как сообщает заказчик, техническое задание было сформировано исходя из полученных ответов на запросы о коммерческих предложениях. Также заказчик сообщил, что спорные характеристики не является ключевым показателями, в данном случае важен не большой объем или время инфузии, а наиболее точное соответствие режиму введения химиопрепаратов.
Согласно представленной заявителем сравнительной таблицы производителей, под данные критерии подпадает исключительно модели производства "Woo Young medical".
При этом представителем заказчика не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии Карачаево-Черкесского УФАС России прийти к выводу о том, что совокупности характеристик соответствует товар двух и более представителей.
На основании изложенного, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия заказчика нарушают п.1 ч.2 ст.42, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕНЕССАНС-МЕД" обоснованной.
2. Признать в действиях Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Карачаево-Черкесский онкологический диспансер имени С.П. Бутова" нарушения п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Республиканскому государственному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению "Карачаево-Черкесский онкологический диспансер имени С.П. Бутова", Единой комиссии Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Карачаево-Черкесский онкологический диспансер имени С.П. Бутова", Оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 25 апреля 2022 г. N 009/06/106-39/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2022