Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Республиканская детская стоматологическая поликлиника" (далее - заказчик) в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Медторгопт" (далее - заявитель, ООО "Медторгопт") надлежащим образом извещенных уведомлением N1154-1/6 от 19.04.2022, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Медторгопт", рассмотрев жалобу ООО "Медторгопт" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0379200009422000002 "Транспортирование медицинских отходов с территории учреждения специализированным автотранспортом с последующим их обезвреживанием и поставка товара" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "Медторгопт" на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, описание объекта закупки аукциона составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ООО "Медторгопт" в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в описание объекта закупки.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, уведомлением были извещены представители заказчика, оператора электронной площадки АО "ЕЭТП", в том числе ООО "Медторгопт" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы ООО "Медторгопт" дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
Рассмотрение жалобы ООО "Медторгопт" Комиссией состоялось 25 апреля 2022 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Медторгопт", проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав представителей заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
12.04.2022 в 16:10 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0379200009422000002 "Транспортирование медицинских отходов с территории учреждения специализированным автотранспортом с последующим их обезвреживанием и поставка товара" (извещение о проведении аукциона - 12.04.2022 в 16:10 ч.) для неограниченного количества участников путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 392 863, 70 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 12.04.2022 в 16:10 ч.; Дата и время окончания срока подачи заявок - 20.04.2022 в 16:30 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Заказчиком в извещением о проведении электронного аукциона установлен объект закупки - транспортирование медицинских отходов с территории учреждения специальным автотранспортом с последующим их обезвреживанием и поставка товара, код ОКПД2 - 38.12.11.000, код ОКПД2 - 20.20.14.000.
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N14-ст, содержит коды ОКПД2 - 38.12.11.000 - Услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологических опасных отходов; 20.20.14.000 - Средства дезинфекционные.
Техническое задание содержит 14 позиций, в том числе Пакеты белого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса А (неопасные отходы), размером 700*800 мм, 1000 шт.; Пакеты желтого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Б (опасные, рискованные отходы), размером 700*800 мм, 1000 шт.; Пакеты желтого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Б (опасные, рискованные отходы), размером 330*600 мм, 1000 шт; Средство дезинфицирующее на основе композиции: ЧАС +Третичный амин + Гуанидин+ Поверхностно-активные вещества (ПАВ), 40шт.; Предоставление документации для учета медицинских отходов технологического журнала учета отходов в структурном подразделении; Предоставление инструктивного материала по разработке программы производственного контроля за сбором, временным хранением, обезвреживанием медицинских отходов; Технологический журнал учета медицинских отходов организации; Услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов; Разработка проекта инструкции, в которой определена процедура обращения с медицинскими отходами в учреждении; Разработка и предоставление инструктивного материала для проведения предварительного и ежегодного инструктажа по безопасному обращению с медицинскими отходами лиц, привлеченных к работам по обращению с медицинскими отходами, разработка тестов для проверки уровня знаний персонала; Предоставление информационного материала по иммунизации персонала в соответствии с национальным и региональным календарем профилактических прививок; Предоставление информационного материала по объемам и срокам прохождения персоналом предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; Разработка в соответствии с требованиями санитарных правил схемы по обращению с медицинскими отходами по сбору, временному хранению и вывозу отходов с проведением расчетов качественного и количественного состава образующихся медицинских отходов, потребности в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, одноразовых контейнеров для острого инструментария, порядка сбора медицинских отходов, порядка и места временного хранения (накопления) медицинских отходов, кратности их вывоза, применяемых способов обеззараживания/обезвреживания и удаления медицинских отходов, порядка действий персонала при нарушении целостности упаковки (рассыпании, разливании медицинских отходов), организации гигиенического обучения персонала правилам эпидемиологической безопасности при обращении с медицинскими отходами. Транспортирование медицинских отходов с территории учреждения специализированным автотранспортом с последующим их обезвреживанием с последующим термическим уничтожением 1500 кг.
Заказчиком установлено, что для оказания услуг по предмету данной закупки организация-исполнитель обязана иметь в соответствии с действующим законодательством санитарно-эпидемиологическое заключение на здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемое для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п.п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п. 5 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 N99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
При этом, заказчиком в извещении о проведении аукциона не установлены требования к участникам закупки на оказание услуг в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с письмом ФАС России от 09.02.2015 NАЦ/5147/15, в целях поддержания благоприятной конкурентной среды, предотвращения ограничения и устранения конкуренции при закупках для государственных и муниципальных нужд необходимым избегать объединения лицензируемых и нелицензируемых видов работ в один лот, поскольку такое формирование объекта закупки потенциально ведет к снижению количества участников закупки.
Техническое задание содержит 14 позиций, 5 из которых не подлежат лицензированию, а именно Пакеты белого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса А (неопасные отходы), размером 700*800 мм, 1000 шт.; Пакеты желтого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Б (опасные, рискованные отходы), размером 700*800 мм, 1000 шт.; Пакеты желтого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Б (опасные, рискованные отходы), размером 330*600 мм, 1000 шт; Средство дезинфицирующее на основе композиции: ЧАС +Третичный амин + Гуанидин+ Поверхностно-активные вещества (ПАВ), 40шт.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе допускается объединение товаров (работ, услуг) в один лот, если это не приводит к ограничению числа участников закупки.
Действия заказчика по объединению в один лот товаров (работ, услуг), которые обращаются на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы, неправомерны.
Согласно пункту 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.
При этом заказчиком объединены в одну закупку лицензируемые и нелицензируемых виды услуг и товаров.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что заказчиком в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе не установлено требование к участникам закупки о наличии у них лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (с правом выполнения следующих видов работ (услуг): сбор отходов, размещение отходов).
Таким образом, действия заказчика нарушают п.1 ч.1 ст.31, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. При проведении внеплановой проверки размещенной закупки Комиссией Управления были установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
2.1. В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Комиссией установлено, что закупка содержит документацию об электронном аукционе в соответствии со ст.64 Закона о контрактной системе, при этом ст.ст. 63 - 69 Закона о контрактной системе утратили силу с 1 января 2022 года. - Федеральный закон от 02.07.2021 N360-ФЗ (документацию содержат только закрытые закупки).
Заказчиком в п.10.1 Информационной карты в нарушение п.п.4, 10 ч.1, ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе установлены требования в недействующая редакция Закона о контрактной системе.
В п.10.2 Информационной карты в нарушение п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии в соответствии с требованиями п.5 ч.4 ст.1 Федерального закона N99-ФЗ "О лицензировании".
В п.14 Информационной карты установлены условия заключения контракта в соответствии со ст.83.2 Закона о контрактной системе, при этом ст.83.2 Закона о контрактной системе утратила силу с 1 января 2022 года. - Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
В п.17 Информационной карты установлены требования к составу и содержанию первой и второй частям заявки, при этом ст.ст.63 - 69 утратили силу с 1 января 2022 года. - Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
В п.18 Информационной карты установлен порядок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, нарушение ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе.
В п.1.4 Технического задания установлен срок оказания услуг с 01.04.2022 - по 31.12.2022, при этом на дату рассмотрения жалобы 25.04.2022 контракт не заключен.
В п.10.1. Проекта контракта установлено: Настоящий контракт вступает в
силу с 01.04.2022 г. по 31.12.2022 г., в части оплаты - до полного исполнения обязательств.
Извещение о проведении аукциона не предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со ст.95 Закона о контрактной системе, при этом в п.п. 10.4, 10.5, 10.6 Проекта контракта предусмотрена возможность одностороннего отказа (10.4. Настоящий контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации. 10.5. Заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт и потребовать возмещения фактически нанесенного ущерба в случае следующих существенных нарушений Подрядчиком условий настоящего контракта. 10.6. Настоящий контракт, может быть, расторгнут досрочно в одностороннем порядке в случаях и на условиях, предусмотренных законом или настоящим контрактом).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медторгопт" обоснованной.
2. Признать в действиях Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Республиканская детская стоматологическая поликлиника" нарушения п.п.1, 4, 10 ч.1, ч.1.1 ст.31, п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2, ч.5 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Республиканскому государственному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению "Республиканская детская стоматологическая поликлиника", Единой комиссии Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Республиканская детская стоматологическая поликлиника", Оператору электронной площадки АО "Сбербанк - АСТ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 25 апреля 2022 г. N 009/06/106-38/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2022