Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Смерчанской Н.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - представители по доверенности Каплина Е.В., Пономаренко Д.Н., Могилина А.В.,
от ООО "КОНЕКСУС" - представители по доверенности Горностаев Д.А. и Новикова О.В.,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик - Буденновский филиала ГБУ СК "Стаавтодор", в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 (далее - Правила N1078), направил в адрес Ставропольского УФАС России сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "КОНЕКСУС" и указал, что он не исполнил условия контракта, в связи с чем Заказчик в одностороннем порядке расторг контракт.
В порядке ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ и п. 13 Правил N 1078 Ставропольским УФАС России в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении Индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0321500001522000012 "Поставка запасных частей для нужд Буденновского филиала ГБУ СК "Стававтодор"" назначено время и место осуществления проверки, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
27.04.2022 г. Комиссия, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
По результатам электронного аукциона N 0321500001522000012 "Поставка запасных частей для нужд Буденновского филиала ГБУ СК "Стававтодор"" между Заказчиком и Индивидуальным предпринимателем был заключен государственный контракт N 0321500001522000012 (далее - Контракт) на поставку запасных частей (далее - Товар) на сумму - 1 141 899, 17 рублей.
Согласно п.1.1 Контракта, поставщик обязуется поставить Заказчику запасные части (далее - "Товар") в соответствии с требованиями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить данный Товар в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
Согласно п. 1.4, срок поставки Товара: с даты заключения Контракта в течение 10 (десяти) рабочих дней.
Таким образом, срок поставки товара истекал 28.02.2022 г.
Однако, как указывает Заказчик в своем обращении, на 28.02.2022 г. Товар не был поставлен Заказчику.
Согласно ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 9.2. Контракта, расторжение Контракта допускается по Соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях:
- отказа Поставщика передать Заказчику товар или принадлежности к нему;
- существенного нарушения Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков;
- недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- невыполнения Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара;
- неоднократного (от двух и более раз) нарушения Поставщиком сроков поставки товаров и условий контракта;
- если Поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Поставщика.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, в соответствии с условиями контракта, заключенного с ООО "КОНЕКСУС", ООО "КОНЕКСУС" взял на себя обязательства по поставке запасных частей для нужд Буденновского филиала ГБУ СК "Стававтодор" с 11.02.2022 г. по 28.02.2022 г. на основании заявок, поданных уполномоченным лицом Заказчика, однако в нарушение условий контракта не исполнил взятые обязательства.
В связи с чем, 24.03.2022 г. на основании ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 1, 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 10.2 Контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям:
"в соответствии с п. 1.1 и п. 1.4 Контракта ООО "КОНЕКСУС" обязался поставить Заказчику запасные части с даты заключения Контракта в течение 10 (десяти) рабочих дней, а именно по 28.02.2022 г.
02.03.2022 г. Поставщик поставил Товар частично, на основании документа о приемке (ДОП) N 87181887 от 10.03.2022 года, на сумму - 167 126, 44 рублей.
На электронный ( konexus@bk.ru) и потовый адрес Поставщика (117485, г.
Москва, ул. Академика Волгина, дом 5,этаж 1, пом. N4), указанный в Контракте, Заказчик направил 3 Претензии за ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту N 12-ЭА от 11.02.2022 г., где указал срок поставки недопоставленного Товара:
1) Претензия за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту N 12-ЭА от 11.02.2022 г., исх. N 484 от 11.03.2022 г., (срок поставки по 18.03.2022 г.)
2) Претензия за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту N 12-ЭА от 11.02.2022 г., исх. N 534 от 18.03.2022 г., (срок поставки по 21.03.2022 г.)
3) Претензия за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту N 12-ЭА от 11.02.2022 г., исх. N 552 от 22.03.2022 г., (срок поставки по 23.03.2022 г.)
По состоянию на 24.03.2022 г., Поставщик не исполнил обязательств по Контракту N 12-ЭА от 11.02.2022 г. на поставку запасных частей для нужд Буденновского филиала ГБУ СК "Стаавтодор" на сумму - 974 772,73 руб.
В соответствии с пунктами Контракта:
- 4.4 При нарушении срока поставки товара Заказчик утрачивает интерес к Контракту. Поставщик вправе исполнить Контракт до наступления или после истечения определенного в нем срока поставки только с согласия Заказчика.
- 9.2 Расторжение Контракта допускается по Соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях:
- неоднократного (от двух и более раз) нарушения Поставщиком сроков поставки товаров и условий контракта".
На основании вышеизложенного, Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.03.2022 г. принято Заказчиком на основании неоднократного (от двух и более раз) нарушения Поставщиком сроков поставки товаров.
Вместе с тем, согласно требованиям п. 1.4 Контракта, поставка товара не предусмотрена партиями.
Кроме того, 24.03.2022 г. на адрес электронной почты Заказчика было направлено письмо Поставщика (вх. N355 от 24.03.2022 г.), в котором Поставщик описал ситуацию по недопоставленному товару ввиду отсутствия на рынке запасных частей, ссылаясь на геополитеческую ситуацию, действия непреодолимой силы.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона N 360 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 360-ФЗ):
с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Заказчиком решение об односторонне отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) принято 24.03.2022 г., размещено в единой информационной системе 24.03.2022 г. и направлено ООО "КОНЕКСУС" 24.03.2022 г.
Согласно материалам дела, датой надлежащего уведомления ООО "КОНЕКСУС" о принятии Заказчиком Решения является 08.04.2022 г., а именно дата получения Заказчиком информации о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма.
Окончание десяти дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Индивидуального предпринимателя об одностороннем отказе от исполнения контракта и Контракт считается расторгнутым - 19.04.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Ст. 523 ГК РФ устанавливает следующее:
1. Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
2. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
3. Нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях:
- неоднократного нарушения сроков оплаты товаров;
- неоднократной невыборки товаров.
4. Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.
Согласно п. 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. а п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
ООО "КОНЕКСУС" были представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а именно, Обществом неоднократно были направлены письма в адрес официальных дилеров Минского автомобильного завода, запросом на поставку Товара в рамках исполнения Контракта N 12-ЭА от 11.02.2022 г.
В ответ от специализируемых на продаже такого товара организаций, было указано, что запрашиваемые позиции в продаже отсутствуют.
22.03.2022 г. ООО "КОНЕКСУС" сделало запрос ООО "АТМ" и получило информацию о том, что все коммерческие производственные циклы на заводе приостановлены на неопределенный период.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Следовательно, ООО "КОНЕКСУС" были приняты все меры для надлежащего исполнения условий Контракта N12-ЭА от 11.02.2022 г. на поставку запасных частей для нужд Буденовского филиала ГБУ СК "Стававтодор".
Исходя из положений статьи 104 ФЗ "О контрактной системе" реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе").
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "КОНЕКСУС" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ и Правилами N 1078, Комиссия
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "КОНЕКСУС" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.В. Золина
Члены Комиссии Е.А. Соколов
А.М. Резцова
Н.В. Смерчанская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 26 апреля 2022 г. N РНП-26-1778
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2022