Комиссия по контролю в сфере закупок Владимирского УФАС России, в составе:
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), рассмотрела обращение администрации Меленковского района Владимирской области в отношении ООО "Лига" (адрес: 117556, Российская Федерация, г. Москва, бульвар Чонгарский, дом 1 корпус 2 эт. 1 пом. 61 оф. 1н, ИНН 9701047109; КПП 772601001) в реестр недобросовестных поставщиков, в присутствии представителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела заявителя Администрации Петушинского района Владимирской области -в присутствии представителя, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела лица, в отношении которого подано заявление ООО "Лига" - Королевой Е. С. (доверенность от 22.04.2022 г. N22-05/Л).
22.04.2022 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 и частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией был объявлен перерыв до 25.04.2022 г.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
18.04.2022 г. во Владимирское УФАС России поступило обращение администрации Петушинского района Владимирской области о включении информации об ООО "Лига" ( далее- Общество, Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N228 от 19.06.2020 года.
19 июня 2020 года между Администрацией муниципального образования Меленковский район (далее - "Заказчик") и ООО "Лига" (далее - "Исполнитель") был заключен договор N 228 на оказание услуг по исполнению функции строительного контроля за ремонтом дорог в д.Левино по ул.Набережная (от а/д "Левино-Озорново" до д.72 по ул.Центральная; от ул.Центральная до ул.Овражная), ул.Центральная (от д.72 до д.68), ул.Овражная (от ул.Набережная до ФАПА), согласно которому Исполнитель обязался выполнить работы и сдать результат Заказчику не позднее 10 дней со дня окончания работ по ремонту дороги, а Заказчик обязался принять результат работ и оплатить его.
Работы по ремонту дорог в д.Левино по ул.Набережная (от а/д "Левино-Озорново" до д.72 по ул.Центральная; от ул.Центральная до ул.Овражная), ул.Центральная (от д.72 до д.68), ул.Овражная (от ул.Набережная до ФАПА), сданы Заказчику 30.06.2020, следовательно, услуги по строительному контролю должны были быть сданы не позднее 10.07.2020.
Согласно пункта 3.3. Контракта Исполнитель обязан:
3.3.1. Оказать все Услуги в объеме и сроки, предусмотренные Контрактом, в соответствии с требованиями технических регламентов, нормами и правилами и другими регламентирующими документами, в том числе и ГОСТ Р58442-2019, и при этом обеспечивать безопасность Услуг для третьих лиц.
3.3.5. В течение 3 (трех) рабочих дней с момента истечения срока окончания Услуг, передать результат Услуг Заказчику по акту сдачи-приемки оказанных Услуг.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу пункта 8.3. Контракта расторжение настоящего Контракта допускается по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N44-ФЗ: письменное соглашение Сторон; решение суда; в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, законодательством в сфере закупок.
Основанием для принятия решения об отказе от исполнения Контракта послужил факт неисполнения Исполнителем Контракта в установленный срок. До настоящего времени работы не выполнены.
В связи с вышеизложенным, 01.02.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
02.02.2022 решение направлено по электронной почте на электронный адрес ООО "Лига".
02.02.2022 решение направлено заказным письмом с уведомлением на почтовый адрес ООО "Лига".
01.03.2022 ООО "Лига" получило решение.
11.03.2022 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
15.03.2022 в администрацию вернулось почтовое уведомление.
Представитель ООО "Лига" на заседании Комиссии с доводами заказчика не согласился.
19 июня 2020 года между администрацией муниципального образования Маленковский район и ООО "Лига" был заключен договор N 228 на оказание услуг по исполнению функций строительного контроля за ремонтом дорог в д.Левино по ул.Набережная (от а/д "Левино-Озорново" до д.72 по ул.Центральная; от ул.Центральная до ул.Овражная), ул.Центральная (от д.72 до д.68), ул.Овражная (от ул.Набережная до ФАПА), согласно которому Исполнитель обязался выполнить работы и сдать результат Заказчику не позднее 10 дней со дня окончания работ по ремонту дороги, а Заказчик обязался принять результат работ и оплатить его.
Работы по ремонту дороги за ремонтом дорог в д.Левино по ул.Набережная (от а/д "Левино-Озорново" до д.72 по ул.Центральная; от ул.Центральная до ул.Овражная), ул.Центральная (от д.72 до д.68), ул.Овражная (от ул.Набережная до ФАПА), сданы Заказчику 30.06.2020 г.
Результатом исполнения Контакта являются надлежаще выполненные работы Исполнителем, по результатам которых направляется отчет. Работы по контракту ООО "Лига" исполнены, представители ООО "Лига" добросовестно и надлежащим образом исполняли взятые на себя обязательства, присутствовали на объекте и контролировали процесс ремонта автодорог, о чем свидетельствуют записи в Журналах производства работ, актах скрытых и выполненных работ, Отчет по произведенным работам был передан с нарушением сроков оказания услуг и не соответствовал требованиям Заказчика.
В связи с изложенным, до 2022 года отчет по исполнению данного Контракта так и не потребовался. При обнаружении не закрытого и не оплаченного Контракта, 01.02.2022 администрацией принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.02.2022 решение направлено по электронной почте на электронный адрес ООО "Лига" и заказным письмом с уведомлением на почтовый адрес.
09.03.2022 ООО "Лига" указанный отчет вручило Заказчику.
Однако, в силу отсутствия необходимости в Отчете, истечением значительных сроков и отсутствием претензий к качеству исполненных Подрядчиком работ по ремонту автодорог, администрация Меленковского района Отчет не приняла, оплачивать Контракт отказалась.
У ООО "Лига" не имелось намерений уклоняться от исполнения Контракта, со своей стороны Общество предприняли все действия, направленные на разрешение возникшей проблемы, Решение о расторжении Контракта принято Заказчиком для возможности не оплачивать Контракт в сумме 5 824 руб. 17 коп.
В связи с вышеизложенным, ООО "Лига" просит в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Проанализировав представленную информацию, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующему.
19 июня 2020 года между Администрацией муниципального образования Меленковский район (далее - "Заказчик") и ООО "Лига" (далее - "Исполнитель") был заключен договор N 228 на оказание услуг по исполнению функции строительного контроля за ремонтом дорог в д.Левино по ул.Набережная (от а/д "Левино-Озорново" до д.72 по ул.Центральная; от ул.Центральная до ул.Овражная), ул.Центральная (от д.72 до д.68), ул.Овражная (от ул.Набережная до ФАПА), согласно которому Исполнитель обязался выполнить работы и сдать результат Заказчику не позднее 10 дней со дня окончания работ по ремонту дороги, а Заказчик обязался принять результат работ и оплатить его.
Работы по ремонту дорог в д.Левино по ул.Набережная (от а/д "Левино-Озорново" до д.72 по ул.Центральная; от ул.Центральная до ул.Овражная), ул.Центральная (от д.72 до д.68), ул.Овражная (от ул.Набережная до ФАПА), сданы Заказчику 30.06.2020, следовательно, услуги по строительному контролю должны были быть сданы не позднее 10.07.2020.
Согласно пункта 3.3. Контракта Исполнитель обязан:
3.3.1. Оказать все Услуги в объеме и сроки, предусмотренные Контрактом, в соответствии с требованиями технических регламентов, нормами и правилами и другими регламентирующими документами, в том числе и ГОСТ Р58442-2019, и при этом обеспечивать безопасность Услуг для третьих лиц.
3.3.5. В течение 3 (трех) рабочих дней с момента истечения срока окончания Услуг, передать результат Услуг Заказчику по акту сдачи-приемки оказанных Услуг.
Результатом исполнения Контакта являются надлежаще выполненные работы Исполнителем, по результатам которых направляется Отчет.
Как было установлено, что Работы по ремонту дорог были выполнены и приняты, в течение всего срока действия Контрактов представители ОО "Лига" на объекте присутствовали, ход работ контролировали, а также сдали итоговые Отчеты, в подтверждение чего прилагается сопроводительное письмо исх. N 21/08 от 21.08.2020 г. о передаче выше обозначенных Отчетов с отметкой Администрации о получении.
После информации в 2022 году о необходимости закрыть неисполненные Контракты (поскольку оплаты по ним не происходило) ООО "Лига" направило Отчеты с корректировками.
Однако, Отчет по произведенным работам был передан с нарушением сроков оказания услуг и не соответствовал требованиям Заказчика.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу пункта 8.3. Контракта расторжение настоящего Контракта допускается по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N44-ФЗ: письменное соглашение Сторон; решение суда; в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, законодательством в сфере закупок.
В силу подпунктов "а", "б" и "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе (в редакции такого Федерального закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (в редакции данного Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с пунктом "а" данного пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу такого Федерального закона о контрактной системе;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" такого пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" данного пункта.
Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 данного Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 такого Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте.
Выполнение заказчиком требований данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного такой частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
01.02.2022 г. администрацией принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.02.2022 решение направлено заказным письмом с уведомлением на почтовый адрес ООО "Лига".
01.03.2022 ООО "Лига" получило решение.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
11.03.2022 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
15.03.2022 в администрацию вернулось почтовое уведомление.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе в сфере закупок, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
Вместе с тем, при решении вопроса о включении ООО "Лига" в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Как следует из документов, представленных на заседание Комиссии, ООО "Лига" предпринимало меры, направленные на исполнение контракта N228 от 19.06.2020 года, что подтверждается представленными документами, фактическое исполнение взятых на себя обязательств со стороны Общества.
Принимая во внимание, что намерения по исполнению контракта N228 от 19.06.2020 года подтверждаются материалами дела, по мнению Комиссии Владимирского УФАС России, в действиях ООО "Лига" не усматриваются признаки недобросовестности, что не позволят включить участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ООО "Лига" свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
Вместе с тем Владимирское УФАС обращает внимание на следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 данного Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с данным Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 такой статьи.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Таким образом, в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, регламентированным сроком направления Обращения во Владимирское УФАС России является 16.03.2022 г.
Вместе с тем Обращение Заказчика о включении сведений в отношении ООО "Лига" в реестр поступило нарочно во Владимирское УФАС России 18.04.2022 г. вх. 2105.
Таким образом, действия Заказчика, несвоевременно направившего Обращение о включении ООО "Лига" в реестр недобросовестных поставщиков во Владимирское УФАС России, нарушают часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения администрации Меленковского района Владимирской области о включении информации об ООО "Лига" (адрес: 117556, Российская Федерация, г. Москва, бульвар Чонгарский, дом 1 корпус 2 эт. 1 пом. 61 оф. 1н, ИНН 9701047109; КПП 772601001) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 25 апреля 2022 г. N РНП 33-1711
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2022