Резолютивная часть оглашена
20.04.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона в электронной форме по объекту закупки: "поставка медицинских изделий Генератор электрохирургической системы (Генератор электрохирургический с универсальным набором комплектующих для монополярной и биполярной коагуляции) (извещение N 0142200001322007290, начальная (максимальная) цена контракта - 2 428 098,76 руб.).,
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы:
- закупка содержит в себе признаки ограничения конкуренции единственным производителем - Medtronic (Covidien);
- наименование объекта закупки и фактически приобретаемый Заказчиком товар имеет разночтение;
- непонятен срок гарантийных обязательств;
- заказчиком установлено неправомерно требование к участникам закупки, а именно лицензия на поставку медицинских изделий.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений, по обстоятельствам, изложенным в жалобе, выдать предписание об устранении нарушений при проведении закупки.
Заказчик в письменных пояснениях против доводов Заявителя возражал, указывая на необоснованность жалобы и отсутствие нарушения прав и законных интересов участников закупки, просил отказать в удовлетворении жалобы, представил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, аукционную документацию, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. По мнению Заявителя Заказчик установил характеристики товара таким образом, что в совокупности установленных характеристик поставка товара ограничена одним производителем - Medtronic (Covidien).
Согласно пояснениям Заказчика, технические требования к закупаемому медицинскому оборудованию согласованы в соответствии с Приказом министерства здравоохранения Самарской области от 02.06.2015 N846 "О порядке взаимодействия главных внештатных специалистов министерства здравоохранения Самарской области и государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Самарской области, при подготовке технических заданий, перечней медицинского оборудования, закупаемого в рамках государственных программ Российской Федерации и Самарской области, его технических, функциональных характеристик".
В соответствии с п.3 Порядка в процессе совместной работы Специалисты и Учреждения руководствуются следующими принципами:
- соответствие перечней приобретаемого медицинского оборудования и их технических и функциональных характеристик клиническим потребностям для оказания качественной медицинской помощи в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи;
- исключение избыточных и завышенных требований к параметрам приобретаемого медицинского оборудования, не влияющим на клиническую эффективность проводимых исследований и качество оказания медицинской помощи, в целях недопущения неэффективного расходования бюджетных средств;
- исключение требований к параметрам приобретаемого медицинского оборудования, ведущих к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении процедуры его закупки, в целях соблюдения действующего законодательства и недопущения неэффективного расходования бюджетных средств.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Согласно п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе (утвержден Президиумом Верховного суда РФ от 28 июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п.2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для Заказчика и отвечают его потребностям. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим видам, типам, моделям товара.
Кроме того, объектом закупки является поставка товара, а не его производство.
Согласно сведениям, размещенным на электронной площадке по состоянию на 18.04.2022 на участие в электронном аукционе подано 3 заявки. При проведении электронной процедуры падение начальной (максимальной) цены контракта произошло на 17.5%. Наличие ценовых предложений от трех потенциальных поставщиков, полученных в ответ на направленные заказчиком запросы о предоставлении ценовой информации для определения начальной (максимальной) цены контракта, являются подтверждающим фактом о возможностях реализации заявленных товаров широким кругом лиц.
2. Закупка оборудования осуществлялась Заказчиком в соответствии с письмом Министерства здравоохранения Самарской области NМЗ/929-вн от 30.03.2022.
Согласно п.67 указанного письма, ГКУ СО "Самарафармация", как Заказчику, указано на необходимость приобретения "Генератора электрохирургического с универсальным набором комплектующих для монополярной и биполярной коагуляции".
В техническом задании указаны исчерпывающие характеристики необходимого оборудования, в соответствии с которыми потенциальные участники формируют заявку на участие в закупке и, в случае соответствия заявки описанию объекта закупки допускаются к участию в ней.
Оборудование, необходимое Заказчику, и лечебному учреждению, определяется не его наименованием, а характеристиками, указанными в описании объекта закупки (Техническом задании).
Таким образом, при подаче заявки участник закупки должен ориентироваться не только на наименование товара, а на необходимые Заказчику характеристики.
3.Согласно ч.4 ст.33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
В пункте 37 информационной карты аукциона в отношении требования к предоставлению гарантии производителя и к сроку действия такой гарантии установлено:
37 |
Требования к предоставлению гарантии производителя и к сроку действия такой гарантии |
В соответствии с требованиями извещения |
Являющиеся составной частью извещения техническое задание и проект контракта содержат в себе противоречащие друг другу сведения в отношении необходимого срока гарантии. Так, согласно требованиям технического задания, срок гарантийного обслуживания должен составлять не менее 24 месяцев:
|
Гарантийное обслуживание генератора в течение, месяцев |
24 |
В тоже время, в проекте государственного контракта содержатся следующие требования:
П.п. 5.3.д) гарантию производителя на оборудование, срок действия которой составляет 12 месяцев, оформленную в виде отдельного документа;
П.п. 8.4. Гарантия поставщика на поставленное оборудование составляет не менее 12 месяцев. Гарантия производителя на оборудование составляет не менее 12 месяцев. Гарантийный срок начинает исчисляться со дня подписания соответствующего акта ввода оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов (приложение N5 к контакту).
Таким образом, установленные в извещении противоречащие требования не позволяют участнику закупки определить необходимой срок гарантийного обслуживания, препятствуют корректному заполнению заявки на участие в аукционе и проекта контракта.
В действиях Заказчика установлено нарушение ч.4 ст.33 Закона о контрактной системе. В действиях заказчика усматриваются признаки нарушения ч. 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, указанные в п.1. ч.1. указанной статьи "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки".
Требования, предъявляемые к участникам закупки отражены в п.25 Информационной карты, а также в Разделе 5.1. Информационной карты "Требования к содержанию, составу заявки и инструкция по ее заполнению".
Ни положения ст.31 Закона о контрактной системе, ни положения раздела 5.1 Информационной карты не содержат требований о предоставлении на этапе подачи заявки каких либо лицензий.
Положения проекта контракта не лишают возможности победителя закупки привлекать соисполнителей для оказания услуг.
Указанное обстоятельство подтверждается п.11.1 Проекта контракта, согласно которому: "В случае привлечения к исполнению контракта соисполнителей, ответственность перед Заказчиком за неисполнение обязательств по контракту несет поставщик".
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" частично-обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3.Предписание не выдавать, поскольку данное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы жалобы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 апреля 2022 г. N 150-8869-22/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2022