Резолютивная часть оглашена
20.04.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы ООО "АПЕКС" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона в электронной форме по объектам закупки: "Поставка медицинских изделий Система лазерная на основе диоксида углерода для хирургии/дерматологии (Лазерный хирургический комплекс) (извещение N 0142200001322006933, начальная (максимальная) цена контракта - 15 965 618,34 руб.), "Поставка медицинских изделий Роботизированная система гистологической и иммунногистохимической диагностики" (извещение N 0142200001322006934, начальная (максимальная) цена контракта - 25 998 880,43 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "АПЕКС" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона.
Согласно доводу жалоб:
- Заказчиком неправомерно не установлен в положениях извещения об осуществлении закупки запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, и не размещено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, что нарушает ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений, по обстоятельствам, изложенным в жалобе, обязать заказчика и уполномоченного органа остановить определение поставщика.
Заказчик в письменных пояснениях против доводов Заявителя возражал, указывая на необоснованность жалобы и отсутствие нарушения прав и законных интересов участников закупки, просил отказать в удовлетворении жалобы, представил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Изучив материалы жалоб, письменные пояснения, аукционную документацию, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из доводов жалоб, 08.04.2022 г. в 17:07 (МСК +1) в системе ЕИС были размещены Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 08.04.2022 NРИ1.
В данном запросе указано о необходимости установления запрета на допуск программ для электронных вычислительных машин и без данных, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и без данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением РФ), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд или обоснования невозможности соблюдения данного запрета.
Заказчик в размещенных разъяснениях положений извещения об электронном аукционе от 08.04.2022 NРИ1 отказался вносить изменения в положения извещения об осуществлении закупки, мотивируя это тем, что "Закупка производится не программного обеспечения, а медицинского оборудования, для обеспечения работы которого на аппаратуре предустановлен пакет программ для полноценной работы оборудования".
Согласно пояснениям Заказчика, при описании объекта закупки Заказчик, прежде всего, руководствуется потребностями лечебного учреждения здравоохранения в целях оказания им качественной медицинской помощи пациентам.
Объектами закупок является поставка медицинского оборудования, а не поставка программного обеспечения, в связи с этим ограничения и отчет о невозможности установления запрета по Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 не установлены в документации об аукционе.
Заказчик в разъяснениях подтверждает, что закупаемое оборудование должно содержать предустановленное программное обеспечение для полноценной работы оборудования, так как другое оборудование должно регулироваться согласно решаемым клиническим задачам, что описано в пунктах 43-46. Пункты 49-52 описывают процесс обновления функциональных возможностей устройства. Данный функционал может быть установлен только на закупаемое оборудование, неприменимо отдельно от него и не является программой для электронных вычислительных машин и данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, следовательно, Постановление N1236 не подлежит применению. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения даны разъяснения по вопросу отнесения программного обеспечения к медицинским изделиям (Письмо от 13.02.2020 N02и-297/20).
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "АПЕКС" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 апреля 2022 г. N 147-8869-22/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2022