Резолютивная часть оглашена
20.04.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы ООО "АПЕКС" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона в электронной форме по объектам закупки: "Поставка медицинских изделий Микроскоп световой стандартный (извещение N 0142200001322007277, начальная (максимальная) цена контракта - 3 702 800,00 руб.), "Поставка медицинских изделий Микроскоп световой стандартный" (извещение N 0142200001322007483, начальная (максимальная) цена контракта - 860 520,83 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "АПЕКС" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалоб:
- Заказчиком нарушены положения Постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 года N102.
- При формировании начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком не были направлены запросы на предоставление коммерческих предложений производителям, включенным в ГИСП, а использовались в целях обоснования начальной (максимальной) цены коммерческие предложения от коммерческих организаций-поставщиков, продающих соответствующее оборудование.
- Включение в техническое задание завышенных требований, не соответствующих ГОСТ.
- Заказчиком не учтены положения Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 года N1236.
Заявитель просит признать жалобы обоснованными, выдать предписание об устранении допущенных нарушений, по обстоятельствам, изложенным в жалобах, обязать заказчика и уполномоченного органа остановить определение поставщика.
Заказчик в письменных пояснениях против доводов Заявителя возражал, указывая на необоснованность жалобы и отсутствие нарушения прав и законных интересов участников закупки, просил отказать в удовлетворении жалобы, представил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, аукционную документацию, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заказчиком в требованиях аукционной документации указаны ограничения допуска: Информация о применении национального режима указана в Информационной карте разделы 31,32. В соответствии с письмом Минфина России от 21 июля 2020 года N24-03-07/63389 О применении постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 года N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Департамент отмечает, что при возникновении правовой неопределенности применения отдельных Постановлений Правительства Российской Федерации в части ограничений в закупках, касающихся национального режима, Постановление N102 применяется при наличии совпадения кода ОКПД2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в Перечне.
При этом в случае, указанном в обращении, при несовпадении кода ОКПД2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в Перечне, применяется иное постановление Правительства.
Кроме того, в КТРУ отсутствует наименование медицинского изделия, соответствующего Постановления Правительства Российской Федерации N102, при этом Заказчик обязан применять позиции КТРУ при формировании аукционной документации. В связи с этим, для применения Постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 года N102 должно быть включено не только ОКПД2, но и наименование. В данном случае наименование "Микроскоп световой стандартный" не входит в вышеуказанное постановление.
2. Довод Заявителя о том, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком не были направлены запросы на предоставление коммерческих предложений производителям, включенным в ГИСП, а использовались в целях обоснования начальной (максимальной) цены коммерческие предложения от коммерческих организаций-поставщиков, продающих соответствующее оборудование, оставлен без рассмотрения и подлежит направлению по подведомственности в орган внутреннего финансового контроля.
3. Техническим заданием Заказчика установлено требование в отношении параметра наклона окулярных тубусов:
Наклон окулярных тубусов, град |
|
30 |
|
|
ГОСТ 3178-75 п. 3 |
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика.
Объектом закупки является поставка медицинских изделий Микроскоп световой стандартный, документация процедуры содержит проект государственного контракта на поставку медицинских изделий Микроскоп световой стандартный. Таким образом, участнику закупки предлагают осуществить поставку товаров, а не произвести их под требования Заказчика. При этом, указанный товар свободно обращается на рынке медицинских изделий, что подтверждается коммерческими предложениями от участников рынка на поставку указанного товара.
Кроме того, указанный наклон окулярных трубок соответствует диапазону, указанному в ГОСТ 3178-75. При этом, положение врача при работе за микроскопом подразумевает работу в сидячем положении за столом, на котором установлен микроскоп.
Наклон окулярных тубусов необходим для подстройки оборудования под положение тела и физические характеристики оператора. Наклон окулярных тубусов более 30 градусов (до верхнего диапазона 90 градусов) не несет функциональной нагрузки, а также не позволит оператору оборудования работать в положении сидя. При этом под установленные Заказчиком требования подходит несколько вариантов Микроскопов световых стандартных.
4. В техническом задании Заказчиком установлено требование к поставке программного обеспечения (ПО):
Предметом закупки являются медицинские изделия. Согласно ФЗ от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Программное обеспечение, требуемое для поставки, является специальным программным обеспечением и принадлежностью, необходимой для применения медицинского изделия (Микроскоп световой стандартный) по назначению. Указанное программное обеспечение не обладает характеристиками, определенными в п.2.1 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как не относится к программам для электронных вычислительных машин и базам данных. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения даны разъяснения по вопросу отнесения программного обеспечения к медицинским изделиям (Письмо от 13.02.2020 N02и-297/20).
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Направить жалобы ООО "АПЕКС" в части обжалования обоснования начальной (максимальной) цены контракта в орган внутреннего финансового контроля для рассмотрения по подведомственности.
2. Признать жалобы ООО "АПЕКС" в остальной части необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 апреля 2022 г. N 151-8869-22/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2022